Сапун в двигателе

Где устанавливается сапун

Сапуны на автомобиле устанавливаются:

  • в самом двигателе;
  • в устройстве КПП;
  • в конструкции переднего и заднего моста;

Отметим, что функции данных устройств практически одинаковые независимо от места установки. Следует добавить, что клапан также имеет дополнительный фильтр, который не позволяет механическим частицам, грязи и влаге проникать в двигатель вместе с наружным воздухом.

Если сказать иначе, сапун позволяет «дышать» тем узлам, из которых нельзя допустить вытекания рабочей жидкости, а также попадания воды и грязи снаружи. Во время работы ДВС моторное масло в картере нагревается, что приводит к его расширению. Также расширяется имеющийся в картере воздух и создается давление. Если это давление не сбросить, тогда масло начнет выдавливать через уплотнители, сальники и прокладки двигателя. Это утверждение справедливо и по отношению к другим узлам автомобиля (мосты, раздатка, КПП).

После остановки двигателя и прекращения работы других узлов, а также при попадании в воду (актуально для внедорожников) происходит охлаждение. При охлаждении давление в емкости падает, снова возникает разница давлений и наружный воздух пытается прорваться внутрь через прокладки и т.д. Для противодействия указанным явлениям и безопасному выравниванию давления на двигатель, КПП и т.п. устанавливаются сапуны. Получается, клапан предотвращает попадание воды и грязи внутрь силовых узлов при падении давления, а также не позволяет выдавить прокладки и вытечь рабочей жидкости (смазочному материалу) при возникновении избытков давления.

Почему нужно чистить сапун

Работа в описанных выше условиях предполагает то, что сапун может забиваться. Выход масла через клапан сопровождается последующим накапливанием пыли, которая закупоривает проходное отверстие клапана. В результате при нагреве создается избыточное давление или недостаточное давление при остывании, что приводит к течи масла через сальники и прокладки двигателя и других агрегатов.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как определить состояние свечи зажигания. Из этой статьи вы узнаете о критериях оценки состояния свечи по основным признакам.

Для устранения неисправности сапун нужно снять для очистки или замены. Поменять сапун двигателя или коробки на новый рекомендуется в том случае, если он сильно загрязнен. Перед установкой нового сапуна необходимо качественно очистить место его установки. Это позволит избежать его быстрого повторного загрязнения.

Теперь несколько слов о других узлах. Сапун коробки передач также требует повышенного внимания, так как данный механизм начинает работать со сбоями и намного быстрее изнашивается при условии того, что клапан забит. Зачастую в коробке сапуны устанавливаются в области крышки картера. Неисправный сапун может пропускать грязь внутрь КПП, возрастает риск течей коробки, происходит ускоренный износ синхронизаторов и т.д.

Следует учитывать, что сапуны на мостах (раздатках) работают в условиях постоянного контакта с водой, пылью и грязью. В этом случае проверять их следует намного чаще. Не стоит исключать риск попадания влаги в смазочный материал через сапун, особенно если машина часто эксплуатируется в условиях серьезного бездорожья, часто пересекает водные преграды и т.д. Результатом становится значительное ухудшение смазывающих, защитных и охлаждающих свойств масла в мостах, что означает быстрый выход из строя узлов данного типа.

Вполне очевидно, что сапуны желательно проверять на каждом ТО (10-15 тыс. км. пробега), особенно если автомобиль часто эксплуатируется на бездорожье с проездом водных преград. В отдельных случаях чистить сапун следует после 2-3 таких поездок. Это поможет избежать течей масла через различные уплотнители. Также можно сделать вывод, что в случае обнаружения подтекания масла на двигателе и других агрегатах следует первым делом обратить внимание на сапун. Устройство необходимо снять, после чего проверяется ход его крышки. Крышка сапуна должна свободно перемещаться, не допускается залипание детали.

Напоследок добавим, что постоянный контроль работоспособности сапунов позволяет продлить ресурс двигателя и других агрегатов, в конструкции которых используется клапан. Сильно загрязненные сапуны лучше сразу менять на новые, так как стоимость указанной детали является вполне доступной для подавляющего большинства автолюбителей.

Лада 2114 РобинГУД ›
Бортжурнал ›
Чистка сапуна. Чистим маслоотделительные сетки.

Здравствуйте уважаемые читатели драйва. Вот и дошли руки до нужного и ответственного дела – чистка сапуна, а именно чистка решетки маслоуловителя сапуна. По регламенту эти работы необходимо проводить через каждые 60т.км пробега, а у меня уже 95т.км!, так что уже назрело и дабы не перезрело, решил не затягивать. Ввиду того что это дело архи важное, решил не экономить по этому случаю и приобрел специальные перчатки, ДЛЯ ДЕЛА ))), а то мои уже порядком подзасрались, да и в чистых работать всяко приятнее! В общем оповестил супругу чтоб меня не беспокоили по мелочам и отправился в гараж к своей второй женщине, предварительно заскочив в магазин и взяв необходимые детальки:

1. Патрубки сапуна и хомуты, взял все 3 штуки. 310р.
2. Всегда забываю взять прокладку клапанной крышки)) пришлось 2-й раз идти. 132р.
3. Перчатки «для дела» (2 пары), другие не подойдут! 50р.
4. Щетку металлическую для чистки сеток маслоуловителя. 80р.
5. 1 литр уайт-спирит. 103р.
Итого: 675р.

Для справки: до того как надумал чистить читал здесь на драйве о сий процедуре. Многие пишут что проще и дешевле заменить сетки на новые т.к. стоят они сущие копейки. Для интереса спросил в магазине, где брал запчасти («Автокрепеж» довольно большой маг и цены в принципе лояльные). Так вот, одна сетка – 80р., а их там 6 штук, итого нужно отвалить 480р., а пол-литра уайт-спирита (столько хватит для чистки и замачивания) будет около 50р. т.е. получается в 10 раз больше!
Ну-с затарились, приступаем. Описывать процесс разборки не буду, все есть в мурзилке, да и без оной можно сделать легко. Откручиваем и снимаем все патрубки вентиляции картера. Снимаем клапанную крышку, потом держатель сеток маслоотделителя. Извлекаем сетки, снимаем их с хреновины на которую они нанизаны и замачиваем в уайт-спирите. Я замачивал где-то на час. Пока они отмокают, почистил клапанную крышку, держатель сеток и прочее хотя она была не особо засрата.

Полный размерклапанная крышка
Полный размерреспред
Полный размервыработки вроде не видать

После приступаем к чистке самих сеток. Я брал по одной сетке, чистил их металлической щеткой, периодически ополаскивая в уайт-спирите. Результат ДО и ПОСЛЕ можно наблюдать на фото. По времени на чистку одной сетки уходит не более 5 минут. После чистки собираем все обратно, затягиваем хомуты. Единственный нюанс не заметил, сетки маслоуловителя различаются направлением отверстий (горизонтальные и вертикальные) и как они стояли до снятия. Поставил поочередно, думаю, эффективность не пострадает. Также заменил резиновые втулки клапанной крышки, которыми она приживается к голове. Мои со временем сплющились и задубели настолько, что снять их даже с использованием плоскогубцев не удалось, пришлось срезать и выдавливать.

Полный размервтулки старые и новые
Полный размерпочистил крышку
Полный размерочищенные сетки маслоотделителя
Полный размерпоследняя сетка отмокает
Полный размерДО и ПОСЛЕ

После работ на авто еще не ездил, так что о результатах ничего сказать не могу. Но уверен, что регламентные операции идут только на пользу. Также в ближайших планах перекинуть малый шланг вентиляции (тот что идет из кл.крышки в дроссель) напрямую во впускной коллектор. Для чего это нужно и нужно ли (можно почитать ) каждый решает сам, я решил что сделаю. В этот раз не получилось, ибо в маге не было заглушек. На сим откланяюсь, успехов и здоровья Вам и вашим железным коням.

Р.S. Сегодня утром выглянул в окно, а там зима, красота! Снежок выпал довольно неплохой, примерно 10мм. Выхожу на улицу, а там автовладелец в спешном порядке (движок запущен) меняет колеса на зиму. Вот уж правильная пословица: пока гром не грянет, мужик не перекреститься! Переобувайтесь вовремя, заранее! Вовремя это когда? У меня такое правило, когда среднесуточная температура за неделю установится на отметке не выше +8С.

Предназначение

Что такое сапун двигателя? Перед ответом на этот вопрос важно понять для чего он предназначается. Это напрямую связано с принципом его работы. Основной задачей этого приспособления является понижение давления в картере мотора. При работе силового агрегата в картере собираются различные газы. Постепенно они скапливаются и создают достаточно большое давление. Если не стравливать их, двигатель может остановиться, давление будет подпирать поршни. При этом газ будет искать выход через любое доступное отверстие. Чтобы не произошло такого и устанавливается сапун.
Также с помощью этого приспособления происходит вентиляция картера. Из него удаляются ненужные газы. Таким образом, несколько снижается температура внутри двигателя. На сапуне мотора лежат 2 задачи: вентиляция и сброс излишнего давления. В некоторых случаях по работе сапуна можно судить о наличии проблем в работе двигателя. При залегших кольцах или повреждениях поршня, из шланга будет вылетать серый дым характерный для выхлопа. Так можно диагностировать эти неисправности без разбора двигателя. В нормальном состоянии из сапуна идет чуть заметный прозрачный дымок.

Чистка

Для прочистки нужно снять сапун. После чего очищают его. Производится эта работа в несколько шагов:

  • Производятся подготовительные работы – снимаются шланги. На некоторых моделях потребуется демонтаж воздушного фильтра;
  • Откручивается крышка сапуна. Она может крепиться на 2 или 4 болтах. После снятия ее следует осмотреть на предмет повреждений;
  • Откручивается гайка, находящаяся на шпильке крепления маслоотбойника. На некоторых моделях не рекомендуется снимать ее целиком, одеть обратно ее будут мешать различные элементы конструкции;
  • Прочищают трубку с помощью шомпола. Его можно изготовить из обычного куска проволоки. Возле наружного конца расположен «ершик» его также следует прочистить;
  • Производится обратная сборка сапуна.

После проведения работ необходимо проверить их качество. Для этого заводят двигатель, открывают маслозаливную горловину и накрывают ее полиэтиленовой пленкой. При правильно вычищенном сапуне пленка не должна приподниматься.
Заключение. В автомобильном моторе постоянно происходят различные процессы. Чтобы не испытывать затруднений с диагностикой проблем водителю желательно знать, что такое сапун двигателя. Ведь этот элемент важен для надежной работы силового агрегата. Иногда его рекомендуется чистить от скопившегося там масла. Особенно важно делать это перед зимой. Иначе система вентиляции картера откажет у вас во время первых серьезных морозов.

Оставьте комментарий