Ремонт задних мостов

Регулирование и ремонт заднего моста грузового автомобиля.

Предыдущая | | следующая

Текущий ремонт автомобиля

Основной целью регулирования заднего моста является обеспечение правильного положения пятна контакта и оптимальной величины рабочего зазора между зубьями конических шестерен главной передачи под нагрузкой. Этим снижают удельную нагрузку на зубе шестерен и в подшипниках. Уменьшением осевого зазора до оптимального снижают и динамическую нагрузку на подшипники шестерен.

Особенно внимательно следят за затяжкой подшипников вала ведущей шестерни, которые работают в наиболее тяжелых условиях и влияют на износ и работоспособность подшипников и шестерен главной передачи и дифференциала. Первый признак нарушения регулировки это повышенный шум при работе шестерен. В главной передаче и дифференциале последовательно регулируют осевой зазор в подшипниках вала ведущей шестерни главной передачи, при необходимости осевой зазор в подшипниках промежуточного вала главной передачи, положение пятна контакта зубьев конических шестерен главной передачи, осевой зазор в подшипниках вала ведущей шестерни. Последний регулируют на снятом с редуктора стакане подшипников. Стакан устанавливают или на шпильки приспособления, или фланцем в тиски. Предварительно пытаются снизить осевой зазор в редукторе автомобиля ЗИЛ-130 завинчиванием гайки крепления фланца. Если гайку завернуть не удается, а вал ведущей шестерни свободно вращается без ощутимого осевого люфта, то регулировка осевого зазора подшипников вала ведущей шестерни нормальная. Если же осевой зазор в подшипниках составляет по измерению индикатором 0,050,10 мм, подшипники необходимо регулировать. При измерении осевого зазора ножка индикатора касается торца вала ведущей шестерни, а корпус на стакане. Ориентировочно можно определить осевой зазор покачиванием фланца вала ведущей шестерни вручную.

Регулируют осевой зазор в подшипниках вала ведущей шестерни металлическими шайбами, устанавливаемыми между внутренней обоймой переднего подшипника и распорной втулкой при разобранном узле стакана. Ведущую шестерню удаляют из стакана при снятой крышке в сборе с сальником выпрессовыванием или легким ударом шлицевого конца шестерни о деревянную подкладку. Подбирают две регулировочные шайбы, и после сборки стакана проверяют усилие для проворачивания вала ведущей шестерни в смазанных подшипниках и сдвинутой до выхода из гнезда стакана центрирующего выступа крышки в сборе с сальником. При таком положении крышки сальник будет вращаться вместе с валом и не окажет сопротивления перемещению вала.

После пяти непрерывных оборотов ведущей шестерни вручную усилие на проворачивание ведущей шестерни в хорошо отрегулированных подшипниках у отверстия фланца составляет 1,66 5,83 кгс (крутящий момент 0,10,35 кгс-м). Измеряют усилие динамометром, крючок которого вставлен в отверстие фланца. Если усилие на проворачивание вала ведущей шестерни в подшипниках за указанными пределами, то следует снова изменить общую толщину регулировочных шайб, чтобы усилие поворачивания ведущей шестерни в подшипниках стало в указанных пределах. Затем завинчивают гайку крепления фланца и одновременно проворачивают вал ведущей шестерни так, чтобы не заклинить ролики подшипников; окончательное завинчивание производят с моментом силы 2025 кгс-м.

Для последующего регулирования пятна контакта на зубьях конических шестерен главной передачи необходимо проверить и при необходимости отрегулировать подшипники ведомой конической шестерни (подшипники промежуточного вала). Регулируют осевой зазор в подшипниках промежуточного вала подбором регулировочных прокладок под фланцами крышек подшипников промежуточного вала. После окончания регулирования подшипников промежуточного вала должно быть не менее чем по одной прокладке толщиной 0,05 и 0,10 мм под каждой крышкой. Одинаковая толщина регулировочных прокладок под каждой крышкой обеспечивает симметричное положение цилиндрических шестерен главной передачи. Проворачивание промежуточного вала в подшипниках производят с моментом силы 0,10,35 кгс-м (проверяют динамометром, закрепленным за ведомую шестерню). При текущем ремонте редуктора подшипники промежуточного вала регулируют, если осевой зазор (измеренный индикатором) по перемещению торца ведущей цилиндрической шестерни превышает 0,1 мм. Положение пятна контакта на зубьях конических шестерен в соответствии с техническими условиями на сборку показано на рис. 70 и 71. При боковом зазоре между зубьями 0,150,40 мм для новых и не более 0,50 мм для бывших в эксплуатации шестерен на ведущей конической шестерне отпечаток может доходить до верхней кромки зуба. При текущем ремонте этот отпечаток может расположиться почти по всей длине зуба. Боковой зазор измеряют (без дифференциала) щупом у широкой части зуба в трех-четы-рех местах равномерно по окружности (или индикатором, ножка которого касается зуба ведомой шестерни).

Для получения пятна контакта рабочие поверхности двух соседних зубьев ведомой шестерни смазывают тонким слоем масляной краски. Затем проворачивают систему рукой за вал ведущей шестерни в обоих направлениях, а ведомую шестерню притормаживают. При этом на зубьях шестерен в местах контакта остаются пятна краски. Правильно отрегулированное зацепление без нагрузки имеет пятно контакта на зубьях ведомой шестерни размером в 2/3 длины зуба со смещением к узкой части его. Под нагрузкой пятно контакта смещается к широкой части зуба, но на краях зуба следов краски не остается. При другом положении пятна контакта перемещают шестерни по их осям, как указано в табл. 17. Кроме того, регулируют положение пятна изменением толщины регулировочных прокладок между фланцами картера редуктора и стакана подшипников вала ведущей шестерни и перекладыванием прокладок (чтобы не изменять регулировки подшипников промежуточного вала) из-под одной крышки ведомой шестерни под другую. (Болты крепления стакана подшипников вала ведущей шестерни и крышек подшипников промежуточного вала затягивают с моментом силы 68 кгс-м. Подшипники дифференциала регулируют с предварительным натягом после установки в картер редуктора. Перед их установкой через окна чашек коробки дифференциала измеряют зазор между торцами полуосевон шестерни и опорной шайбы: он должен быть 0,5 1,2 мм (если больше, заменяют опорные шайбы). Осевой зазор в подшипниках дифференциала регулируют одинаковым завертыванием регулировочных гаек с обеих сторон так, чтобы зубчатый венец ведомой цилиндрической шестерни занимал симметричное положение относительно зубчатого венца ведущей цилиндрической шестерни. Одновременно проворачивают дифференциал во избежание заклинивания его роликовых подшипников. Как только осевой зазор по измерению индикатором, ножка которого касается обода цилиндрической шестерни, будет выбран (равен нулю), регулировочные гайки с обеих сторон затягивают

еще на один паз и подводят прорезь гайки под стопор. Гайки крышек подшипников коробки дифференциала окончательно затягивают с моментом силы 17 кгс-м, а затем шплинтуют. Регулировочные гайки фиксируют стопорами. В процессе эксплуатации правильно отрегулированная главная передача и дифференциал работают без шума и перегрева. Проверяют регулировку главной передачи через ТО-2, а подшипников дифференциала только при ремонте. У снятого с автомобиля редуктора отвертывают болты крепления картера подшипников к картеру редуктора, и, слегка постукивая молотком по картеру подшипников, вынимают ведущую шестерню в сборе с картером подшипников. На рис. 72 показано приспособление для разборки и сборки подшипников ведущей конической шестерни. Саму шестерню выпрессовывают из картера подшипников под прессом или (при отсутствии пресса) ударом конца вала ведущей шестерни о деревянную прокладку. Наружные кольца подшипников из картера выпрессовывают оправкой (рис. 73). Внутреннее кольцо подшипников снимают с вала ведущей конической шестерни при помощи специального съемника, как показано на рис. 74.

Крышки дифференциала и регулировочные гайки перед снятием помечают с тем, чтобы установить на прежние места. Керном помечают взаимное положение чашек, так как гнезда под крестовину дифференциала в чашках сателлитов обрабатывают в сборе. Ведомую цилиндрическую шестерню снимают с левой чашки дифференциала с помощью медной оправки и молотка.

Крышки подшипников промежуточного вала перед снятием помечают, а снимают их с легким постукиванием по ним молотком. Регулировочные прокладки укладывают в комплекте с их крышками. Левый подшипник с вала промежуточной шестерни снимают специальным съемником.

Ведущую и ведомую конические шестерни не обезличивают. При необходимости замены одной из шестерен вторую подбирают на специальном приспособлении по боковому зазору между зубьями и по площади контакта зубьев. Перед сборкой все детали промывают обезжиривающим раствором, обдувают сжатым воздухом, плоскости разъема и уплотнительные прокладки смазывают лаком АК-20 или ЛБ-11, подшипники смазывают пресс-солидолом. При сборке вала ведущей конической шестерни одновременно регулируют и натяг подшипников в соответствии с указаниями по регулировочным работам.

При сборке вала ведущей цилиндрической шестерни с ведомой конической (если ее снимали при замене заклепок), последнюю предварительно нагревают до 120160° С, а затем головки предварительно вставленных заклепок расклепывают специальной оправкой. Подшипники на вал ведущей цилиндрической шестерни напрессовывают с помощью оправки и подставки под прессом. Наружное кольцо подшипника ставят в крышку с помощью оправки. С помощью оправки ставят и подшипник на шейку чашки дифференциала (рис. 75). Ведомую цилиндрическую шестерню ставят на чашку, слегка постукивая по ней медным молотком. В правильно собранном дифференциале редуктора автомобиля ЗИЛ-130 зазор между торцами полуосевой шестерни и опорной шайбы составляет 0,501,20 мм на сторону. Зазор измеряют щупом через контрольные отверстия в чашках. При сборке редуктора необходимо обеспечить регулирование зацепления зубьев конических шестерен, зазоры между зубьями шестерен и натяг в подшипниках в пределах и приемами, приведенными выше. Испытывают редуктор заднего моста на стенде или в процессе работы на автомобиле. Можно эксплуатировать редуктор, если нет резко выраженного шума шестерен главной передачи, стуков и резко выде

ляющегося шума в дифференциале при одном заторможенном барабане, если нет задевания вращающимися деталями за картер или крышку моста, за тормозной диск и т. д., если нет повышенного нагрева мест установки подшипников (проверяется на ощупь рукой) и если нет течи масла через сальники и места соединений.

>Устройство заднего моста

Устройство заднего моста:

Как сказано было выше, балка заднего моста, автомобилей ВАЗ включает в себя два штампованных кожуха, сваренных между собой в продольном направлении. С обоих концов данных кожухов приварены стальные фланцы, в них проточены гнезда для подшипников полуосей и сальников, служащих для предотвращения утечки трансмиссионного масла из заднего моста.

В торцах фланцев имеются четыре сквозных отверстия для помещения болтов, которые крепят тормозной щит, на котором прикреплены детали тормозной системы задних колес: тормозные цилиндры, тормозные колодки.

При помощи упомянутых болтов с гайками вместе с тормозным щитом на торцах фланцев заднего моста прикрепляются маслоотражатель и специальная пластина, которая фиксирует подшипник полуоси в гнезде фланца.

В свою очередь, маслоотражатель и пластина соединены между собой винтами через уплотнительную прокладку. Полуось внутренним концом заходит в шлицевое отверстие полуосевой шестерни, а наружным концом закреплена на шариковый подшипник, который закрепляется на полуоси запорным кольцом.

На внешний конец полуоси насаживается тормозной барабан, в котором есть резьбовые отверстия для болтов крепления задних колес. На концах балки заднего моста привариваются стальные опорные чашки, на них опираются пружины задней подвески и крепления амортизаторов машины.

В средней части балка заднего моста расходится и имеет с передней стороны проем, к которому прикреплен болтами картер редуктора заднего моста.

С задней стороны балки приваривается штампованная крышка, в ней находится маслоналивное отверстие, закрытое конусной пробкой. Внутри балки заварены направляющие полуосей, которые сильно облегчают установку полуосей при сборке заднего моста.

В нижней части балки имеется маслосливное отверстие, в которое вкручена магнитная пробка.

Одним из промежуточных узлов в трансмиссионной конструкции транспортных средств — это редуктор заднего моста, который участвует в передаче мощности ДВС непосредственно колесам. Редуктор имеет две основные части — это главная передача и межколесный дифференциал.

Устройство и схема редуктора заднего моста

Редуктор — это сложное техническое устройство, состоящее из взаимодействующих между собой подвижных деталей.

Редуктор располагается в заднем мосте. Поэтому сначала рассмотрим схема заднего моста в разрезе.

  • 1-подшипник дифференциала;
  • 2-сапун;
  • 3-корпус дифференциала;
  • 4-ведомая шестерня главной передачи;
  • 5-сателлит;
  • 6-полуосевая шестерня;
  • 7-болты крепления редуктора к картеру заднего моста;
  • 8-подшипники ведущей шестерни;
  • 9-манжета фланца ведущей шестерни;
  • 10-фланец;
  • 11-гайка ведущей шестерни;
  • 12-кольцо грязеотражательное;
  • 13-распорная втулка;
  • 14-регулировочная прокладка (кольцо);
  • 15-ведущая шестерня;
  • 16-ось сателлитов;
  • 17-картер редуктора;
  • 18-балка заднего моста.

В конструкцию редуктора заднего моста входят следующие основные детали:

  • ведущая шестеренка;
  • ведомая шестеренка;
  • штифт направления;
  • сальники;
  • барабан;
  • подшипники и их крепления;
  • стопорная пластина;
  • сапун;
  • хвостовик.

В состав главной передачи входят 2 шестеренки: ведущая и ведомая. Зацепление у них выполнено гипоидное, из-за чего зубья шестерни имеют хорошее скольжение.

Чтобы было понятно, что такое гипоидная, оно же — гиперболоидное, оно же — спироидное зацепление, приведу виды зацеплений зубчатых передач. Гипоидное зацепление требует высокой точности при изготовлении, но при эксплуатации оно обеспечивает бесшумность в работе по сравнению с цилиндрическим зацеплением.

От двигателя мощность сначала получает ведущая шестерня, затем — ведомая. Размеры шестеренок влияют на передаточное число и частоту вращения.

Простыми словами, любой редуктор — это устройство, которое уменьшает частоту вращения получаемую от двигателя.

Главная передача редуктора заднего моста может двух типов:

  1. одинарной;
  2. двойной.

Двойная ГП, в свою очередь, бывает:

  1. двойной;
  2. разнесенной.

Двойная ГП имеет простую конструкцию. Основные детали ГП двойного типа принимают основную нагрузку и имеют большее передаточное отношение.

Что касается ГП разнесенного типа, то она имеет сложную конструкцию, по габаритным размерам меньше и эффективнее в работе. Установка разнесенного ГП позволяет повысить дорожный просвет (клиренс). Существуют также специальные проставки для клиренса, подложив которые под пружины и амортизаторы, автомобиль стает выше.

Виды одинарных передач:

  1. Цилиндрическая. Это самая простая схема передачи крутящего момента. Шестерни находятся в одной плоскости. Такое зацепление обеспечивает максимальный КПД.
  2. Гипоидная. Изготовление сложнее, конструкция имеет меньший вес и размеры, КПД — средний.
  3. Коническая. Шестерни в конической передачи располагаются перпендикулярно друг другу, из-за чего габариты такой такой
  4. Червячная. Такая передача бесшумная, работает мягко, но вырабатывает самое маленькое значение КПД.

В сложных конструкциях самый распространенный вид передачи — это гипоидная. Шестерни в нем располагаются друг к другу под некоторым углом. Из-за такого расположения контактирующих зубьев шестеренок, такой узел работает плавно, имеет меньший износ.

Дифференциал располагается между колесами и работает в паре с главной передачей (ГП). В устройство дифференциала входят:

  • ведомая шестреня;
  • шестерни полуосей;
  • шестерни сателлитов.

Колеса получают движущую вращательную силу от полуосей, которые, в свою очередь, получают вращательную силу от ведомой шестерни.

Дифференциал — это распределитель мощности между полуосями. Он дает возможность вращаться полуосям и колесам с разными угловыми скоростями. Такой принцип работы используется в заднеприводных автомобилях.

Техническое обслуживание редуктора

Редуктор заднего моста работает в повышенных нагрузках. Срок эксплуатации заднего редуктора зависит от периодического прохождения ТО, режима эксплуатации.

Признаком неисправности редуктора заднего моста, при которым следует провести диагностику и, в случае необходимости, сделать ремонт, является появление шума. Шум редуктора — это гул, который легко ощущается во время езды и который закладывает уши движении на дальнее расстояние.

Обычно, при появлении шума редуктора, всегда приходится делать капитальный ремонт или менять полностью. В зависимости на какой передаче едет автомобиль и на какой скорость, шум может быть разным.

Какие шумы редуктора могут быть:

  • непрерывающийся шум в задней части машины;
  • шум во время разгона авто;
  • шум при поворотах;
  • шум во время торможения.

Порядок ремонта или замены узла полностью:

    1. Приготовить стандартный набор ключей.
    2. Слить масло из редуктора, открутив сливную пробку.
    3. Снять колеса.
    4. Снять тормозные барабаны.
    5. Снять колодки.
    6. Открутить крепления полуосей торцевым ключом.
    7. Демонтировать полуоси.
    8. Разобрать и снять карданный вал. Это делаем в таком порядке:
      • Поставить метки на фланце кардана и фланце редуктора для избежания дисбаланса после сборки.
      • Открутить болты, которые крепят вал.
      • Во время сборке использовать новые гайки для избежания возможной поломки в дороге (обрыв карданного вала).
    9. Открутить крепления редуктора к заднему мосту торцевым ключом.
    10. Устанавливаем новый редуктор или ремонтируем.
    11. После сборки заливаем новое масло для редуктора.

Если во время движения появился гул около задних колес, то надо проводить регулировку. Гул появляется от постоянных нагрузок.

Устанавливали ли вы замеру заднего вида? Если да, то куда? Можно установить камеру заднего вида в бампер, можно в ручку багажника, можно над номером. Но какое место оптимальное, чтобы объектив как можно дольше оставался чистым?

Диагностику делаем в таком порядке:

  1. Демонтировать подшипники.
  2. Снять сальники.
  3. Снять сателлиты.
  4. Снять фланцы.
  5. Снять оси.
  6. Все снятые детали надо промыть в бензине или керосине.
  7. Осмотреть визуально и, если обнаружено повреждение хотя бы одного зуба, то деталь подлежит замене.

Сборку редуктора делаем в такой последовательности:

  1. Установить ведущую шестерню с регулировочной шайбой, распорной втулкой, подшипниками и фланцем.
  2. Гайку следует затягивать ключом с динамометрическим измерением. Силу затяжки гайки делаем 1 Н (Ньютон).
  3. В корпус дифференциала установить ведомую шестерню и затянуть болты.
  4. Выставить путем регулировки допустимый люфт.
  5. После установки всех деталей, гайки затягиваем до минимума.
  6. Теперь проворачиваем ведомую шестерню и проверяем ее на люфт. Люфт должен быть, но небольшим. Люфт — это запас расстояния, так как все детали при нагрузках немного расширяются.
  7. Проверяем расстояние между болтами, удерживающие гайки. Штангенциркулем проверяем расстояния, а с другой затягиваем гайки с одинаковым моментом затяжки. Расстояния между болтами не должны изменять от предела 1,5-2 мм. Если расстояния в норме, то опять проверяем люфт шестеренки.
  8. Регулировка на этом этапе заканчивается.

Оставьте комментарий