Принцип работы автомобильной печки

Общая схема циркуляции воздуха

Забор воздуха в салон автомобиля осуществляется вентилятором, который может быть установлен в салоне либо за моторным щитом. Над электродвигателем располагается фильтр салона. При необходимости подогрева воздушный поток проходит через радиатор отопителя. Радиатор печки соединен с системой охлаждения автомобиля, поэтому при нагреве двигателя циркулирующая жидкость из системы охлаждения двигателя нагревает соты радиатора печки. Поэтому, проходя через соты, поток воздуха также становится теплым.

Когда в подогреве необходимости нет, заборный и очищенный фильтром воздух подается в салон напрямую из окружающей среды. Если автомобиль оборудован кондиционером, в режиме охлаждения перед попаданием в салон поток проходит испаритель, после чего холодный воздух направляется в дефлекторы (более подробно о принципе работы системы кондиционирования).

Воздушные заслонки

Перенаправление воздушных потоков для регулирования температуры осуществляется специальной заслонкой. Виды управления заслонкой:

  • механическое. Привод заслонки посредством тяг и тросов соединяется напрямую с переключателем в салоне. В таком случае водитель, перемещая регулятор, вручную дозирует температуру поступающего воздуха;
  • электронное. Заслонка оборудована сервоприводом. Электромотор изменяет положение заслонки, получая команды от блока управления. Такая схема применяется на автомобилях с климатическими установками. Водителю достаточно задать в бортовом компьютере желаемую температуру в салоне, после чего электронный блок управления, ориентируясь на температурные датчики, будет управлять сервоприводом воздушной заслонки.

От вентилятора печки в салон уходят каналы, по которым воздух может подаваться на лобовое стекло, в ноги либо через центральные дефлекторы. В зависимости от схемы работы, режимы могут быть как комбинированными, так и единичными, когда весь заборный воздух подается только в одну зону. Переключение режимов может осуществляться механически либо с помощью сервопривода и блока управления. Механический способ предполагает прямое соединение воздушных заслонок с переключателем на торпеде. Электропривод заслонок позволяется управлять ими нажатием клавиши, а также реализовать автоматическое управление электронным блоком системы кондиционирования салона.

Рециркуляция

В режиме рециркуляции закрывается основная воздушная заслонка, после чего вентилятор печки начинает забирать воздух из салона. Подобный режим работы позволяет заблокировать доступ неприятных запахов и загрязненного воздуха с улицы, если вы, к примеру, едете за автомобилем по пыльной гравийной дороге.

Зимой режим рециркуляции позволяет быстрее прогревать салон автомобиля, так как через радиатор отопителя проходит не морозный, а уже салонный теплый воздух. Соответственно, летом рециркуляция упрощает кондиционеру процесс охлаждения.

Виды привода рециркуляции:

  • механический (описан выше);
  • вакуумным. Заслонка соединена с вакуумной системой тормозов. При нажатии кнопки заслонка перемещается за счет вакуума и остается в закрытом положении до следующего нажатия кнопки;
  • с помощью сервопривода. На некоторых автомобилях блок управления, ориентируясь на показания газоанализатора, может автоматически включать рециркуляцию при обнаружении высокого уровня концентрации выхлопных газов в заборном воздухе.

Как работает вентилятор печки

Вентилятор системы обогрева салона автомобиля представляет собой обычный двигатель переменного тока. Это может быть как простейший осевой вентилятор, так и диаметральный вариант, который чаще всего устанавливается на современных автомобилях. Устройство внутренней части вентилятора печки ничем не отличается от устройства обычного электродвигателя переменного тока с возбуждением от постоянных магнитов.

Больший интерес для нас представляет работа электродвигателя на разных скоростях. Реализуется эта возможность включением в схему дополнительного сопротивления. Резисторы увеличивают сопротивление, что приводит к уменьшению протекающей в цепи силы тока. Следовательно, вентилятор начинает вращаться медленней. Номинал резистора определяет, насколько сильным будет падение тока в цепи. Последняя скорость вентилятора является прямой, поскольку в цепь не включено сопротивление. Это позволяет вентилятору отопителя оставаться работоспособным, даже если сопротивление вышло из строя.

Схема подключения

На рисунке показана простейшая принципиальная схема подключения вентилятора печки. Когда плюсовой вывод переключателя, защищенный предохранителем, замкнут с контактом H, ток протекает к электродвигателю напрямую, заставляя его вращаться с максимальной скоростью. Когда же плюсовой контакт замкнут с контактом V, ток течет через сопротивление, что снижает скорость вращения вентилятора.
Электродвигатель отопителя моделей ВАЗ 2108, 21099 имеет уже 3 скорости вентилятора. Когда плюсовой вывод переключателя режимов замкнут на 1 контакт, в цепь включены последовательно 2 сопротивления, поэтому скорость вращения электродвигателя будет минимальной. При подаче питания на второй контакт переключателя режимов ток будет протекать через один резистор, что будет соответствовать средней скорости вращения. Соответственно, 3 контакт предназначен для подачи питания в обход дополнительного резистора и соответствует самой быстрой скорости вращения.

Именно такой принцип включения электродвигателя отопителя на большинстве автомобилей. Для лучшего понимания схемы предлагаем посмотреть видео.

Система автоматизированного управления

На схеме мы все так же видим дополнительный резистор, вот только теперь все команды передаются электровентилятору не напрямую от ручки переключения скоростей, а через блок управления системой отопления (№3). Также блок управляет электромагнитным клапаном рециркуляции салона и микромоторедуктором привода заслонки. В данной схеме используется лишь один датчик температуры в салоне, но в более продвинутых вариантах присутствуют также датчики температуры заборного воздуха, а также датчики, измеряющие в нескольких точках температуру подаваемого в салон воздуха.

Причины поломки моторчика печек

Если моторчик вдруг сломался, то причина может заключаться в переключателе скорости обдува или окислившихся контактах. В отопителе в первую очередь изнашиваются детали, обеспечивающие вращение. Это втулки и подшипник. Возникший повышенный шум мотора, постукивание и скрип может свидетельствовать о появлении на внутренней поверхности втулки выработки. Возникший люфт на валу отрицательно отразится на состоянии подшипника и второй втулки. В самом же моторчике типичной поломкой по этой части является износ щеток. Тогда отслужившим свой срок деталям потребуется замена. Но сначала требуется провести диагностику электрической цепи. Мастера компании «Авто Стартер» аккуратно разберут мотор отопителя и произведут качественный ремонт. Это будет выгоднее, чем приобрести новый или б/у агрегат.

Однако, поломка может быть и не связана с износом. Втулка и подшипник будут в рабочем состоянии, а вот из-за пробега автомобиля может просто выработаться смазка. От этого втулка заклинивает на валу и вращается вместе с ним, отсюда и происходит свист и скрип моторчика. Тогда специалист внесет свежую смазку в мотор печки. Механическая же неисправность может быть связана с износом других деталей.Нужно понимать, что двигатель не перестает работать в одну секунду. Сначала появляются различимые на слух звуки, неравномерный обдув и другие приметы, намекающие на то, что пришло время обратиться в сервис. Стоит это сделать немедленно, т.к. вовремя произведенный ремонт моторчика печки продлит на годы срок службы электродвигателя. А несвоевременный ремонт может привести к необходимости его полной замены.

Профессионалы сервиса «Авто Стартер» сделают диагностику и осуществят ремонт. Параллельно произведут обслуживание электродвигателя, в которое входит очистка крыльчатки от грязи и пыли. При ремонте моторчика происходит замена комплектующих: коллектора, втулки и щеток.

Еще одна неприятность, с которой сталкивался хоть раз в жизни любой водитель — при повороте ключа в замке зажигания отказ автомобиля заводиться. В этом случае проводится проверка электропроводки, аккумулятора и работы стартера. Если первые две причины отпадают, то вполне возможно, что требуется ремонт и замена втягивающего реле стартера. Это сильно уязвимое место детали и в случае поломки машина становится полностью парализованной.

Компания «Авто Стартер»-признанный лидер по ремонту моторчиков печек иномарок

Любая деталь, даже самого крутого и надежного автомобиля, имеет свой срок службы. Поэтому рано или поздно произойдет снижение эффективности ее работы либо и вовсе поломка. Качественные работы по обслуживанию иномарок не стоят дешево и каждый владелец, приобретая автомобиль, должен быть к этому готов. Ремонт моторчика отопителя обойдется в сумму 1000 – 3000 рублей.

Автомобили Nissan Qashqai, года выпуска с 2005 по 2013 имеют частые проблемы с системой отопления салона. Причиной является вентилятор – электромотор, который крутит крыльчатку. Симптомы, которые говорят о неисправности: печка не греет, не меняет скорость и издает посторонние звуки. Если диагностика моторчика печки Nissan Qashqai показал одну этих из причин, то изношенные детали требуют замены.

В холодное время года в салоне легкового автомобиля Ford Focus комфортная температура будет поддерживаться слаженной работой двух систем: охлаждения двигателя, отопления и вентиляции салона. Если тепло отсутствует, то искать неисправности нужно именно в этих системах. Первой причиной прекращения подачи тёплого воздуха в салон автомобиля Ford Focus является поломка вентилятора отопителя. Мастера по ремонту сервисного центра «Авто Стартер» проведут диагностику неисправности: проверят состояние предохранителя, реле вентилятора, уровень охлаждающей жидкости. Доверяя автомобиль профессионалам, можете не сомневаться, что моторчик печки Ford Focus заработает, как новенький.

Работа моторчика печки Chevrolet Cruze вызывает у владельцев иномарки многочисленные нарекания. Это вызвано периодическим возникновением нештатных ситуаций, которые приводили к повышению или понижению температуры внутри салона. Самая частая неисправность – поломка рычага. С его помощью управляется заслонка воздуховода. При неисправности холодный воздух идет к ногам водителя, а горячий — к ногам пассажира. Есть несколько вариантов решения проблемы, слесари компании «Авто Стартер» быстро и качественно устранят неисправность.

Если сломался мотор отопителя Toyota Avensis, то придется проверить заслонки, привод к ним и разъемы на нем. Также возможны и другие причины неисправности, которые легко установят и устранят наши мастера. Еще в любом случае потребуется диагностика климат контроля.

А вот автомобили BMW можно считать эталоном надёжности и долговечности, но и здесь есть свой ресурс. Моторчик печки BMW X5 E53 способен проработать в два раза больше, чем двигатель автомобиля. Однако время все равно берет свое.

Причин неисправности вентилятора может быть несколько. Это и предохранители, которые легко заменить и сам мотор. Тогда дела серьезнее и потребуется разобрать полмашины. В любом случае автомобилю требуется помощь грамотных и высокопрофессиональных специалистлв. Доверьте ремонт своего авто мастерам компании «Авто Стартер».

Если сломался мотор отопителя Mitsubishi Outlander, то причин этому может быть много, начиная от предохранителей, реле, до блока управления и самого двигателя. Только диагностика может определить причину поломки и, как можно скорее устранить неисправность.

Заботьтесь о своем автомобиле, доверяйте ремонт только проверенным компаниям, это поможет сэкономить деньги и продлит жизнь вашей машине.

Главная задача автомобильной печки — создавать тепло в салоне. При -25 градусах на улице внутри машины должно быть +16, это по ГОСТу.

Устройство печки в автомобиле весьма нехитрое. Тепло попадает в машину из двигателя. Помпа гоняет тосол и по системе охлаждения двигателя и по системе отопления автомобиля. Горячий антифриз поступает в радиатор печки. Он, как батарея, нагревается, а вентилятор прогоняет сквозь него воздух, который дует прямо в салон. Пройдя через печку, тосол возвращается в двигатель.

Впервые обогреваемые кабины появились на американских автомобилях в 1917 году. Салон грели от выхлопной трубы. Советские шоферы, чтобы не мерзнуть, просверливали в нескольких местах перегородку между моторным отсеком и кабиной. Это спасало их от мороза даже в лютую стужу.

Неисправная помпа, забитый радиатор печки, краник, воздух – вот наиболее частые причины отказа печки. Начнем с помпы.

С неисправной помпой салон прогревается в 2-3 раза хуже, чем с полностью исправной. И это не самое страшное. Нерабочая помпа грозит большими неприятностями. Из-за неисправной помпы может повести головку блока цилиндров. Двигатель от перегрева может заклинить и в последующем потребуется капитальный ремонт мотора.

Иногда печка плохо греет по вине неисправного краника. Он может засорится или сломаться от старости. Проверить просто: входной шланг у радиатора печки горячий, а выходной холодный. Попробуйте открыть кран вручную, если не получится, то смело меняйте его.

Если при этих симптомах вы сняли кран, но он оказался в порядке, то дело плохо: радиатор печки изнутри забит накипью. Его придется менять и ничего тут не поделаешь. Снаружи враги радиатора – пух, дорожная пыль, сухие листья и прочая грязь. С перекрытым радиатором температура воздуха в салоне поднимется всего на несколько градусов, потому что холодный воздух с улицы не проходит сквозь решетку радиатора печки, а просто обдувает его по краям.

Воздушный пузырь в печке двигателя прекрасно себя чувствует, потому что в узких трубках радиатора слишком слабый поток антифриза, не способный выгнать пробку. Чтобы избавиться от нее вот вам совет: прогрейте двигатель, но не долго, чтобы не обжечь руки. Ослабьте хомут на шланге, который подходит к печке и осторожно снимите его с трубки так, чтобы образовалась маленькая щель. Через нее воздух и выйдет.

Качественный антифриз, контроль его уровня, но только при холодном двигателе, и чистый радиатор автомобильной печки – вот простые советы автовладельцам, которые избавят вас от холода и сырости в салоне. И еще: не злоупотребляйте герметиками системы охлаждения. Вместе со щелями они затыкают и трубки радиаторов.

А как работает ваша печка? И насколько быстро прогревается салон в зимнее время года? Оставляйте свои комментарии.

Доп. информация

Еще об устройстве автомобиля и другие советы автолюбителям:

  • Газомасляные и гидравличекие амортизаторы
  • Колдун — регулятор тормоза
  • Автомобильные клаксоны
  • Колесные диски на авто
  • Гонки на русских авто
  • Барабанные тормоза: устройство
  • Самодельные транспортные средства

Оставьте комментарий