Мотоциклы все виды

Содержание

Дорожные

Классика

См. также: Cafe racerПример «классики»: Ява 350 тип 638-00 (1988 г.) Мотоцикл классической компоновки. Наиболее универсальные мотоциклы, исторически предшествовали всем остальным. Мотоциклы этого типа обеспечивают прямую посадку. В отличие от мотоциклов спортивного стиля лишены аэродинамических обтекателей.

Спортивные

Основная статья: СпортбайкПример «спортбайка» — Suzuki Hayabusa (1999), Япония

Мотоциклы этого типа проектируются в расчёте на максимальные динамические качества при езде по дорогам с качественным твёрдым покрытием.

По сравнению с классической компоновкой имеют худшие показатели экономичности, безопасности и удобства управления. Для снижения аэродинамического сопротивления на больших скоростях, как правило, имеют обтекатель двигателя и лобовой обтекатель (на илл).

Супербайк

Основная статья: Супербайк

Более мощные, лёгкие, управляемые и скоростные версии спортбайков. Часто представляют собой так называемый «заводской тюнинг» спортбайков.

  • Suzuki GSX-R 1000
  • Honda CBR 1000RR
  • Yamaha YZF-R1
  • Honda CBR600RR
  • Kawasaki Ninja ZX-6RR
  • Triumph Daytona 675
  • Yamaha YZF-R6

Круизер

Keeway Cruiser-250 Основная статья: КрузерХарлей-Дэвидсон Heritage Softail

Название происходит от английского слова «круиз» (англ. cruise — круиз, дальнее путешествие). Характеризуется низким сиденьем, удобной вертикальной посадкой, мощным двигателем, усиленными тормозами и подвеской. Появился в США в 1930-е годы и сохранял популярность до 1960-х. Наиболее известные производители Харлей-Дэвидсон, Индиан и Excelsior-Henderson.

Круизер не предназначен для быстрой езды или езды по пересечённой местности, его предназначение — дальние поездки, вплоть до кругосветных.

Дрэгстер

Основная статья: Дрэгстер Мотоцикл для дрэг-рейсинга (гонок по прямой). Отличается длинной базой и высокофорсированным двигателем, как правило со спортивными корнями.

  • Harley-Davidson V-Rod
  • Yamaha V-Max
  • Honda X4
  • Kawasaki Eliminator

Также есть и спортивные дрэгстеры использующие в качестве горючего нитрометан, участвующие в заездах на ¼ мили.

Мотард

Основная статья: Мотард В основном предназначены для езды по дорогам, но могут хорошо себя показать и на внедорожной местности. Обладают высокой посадкой водителя, хорошей управляемостью, и мощным двигателем.

Минибайк

Mаленький мотоцикл. При своём небольшом весе и размерах он достаточно быстро разгоняется и неплохо управляется. Самое трудное в минибайке — научиться держать равновесие. Дороги общего пользования для езды на минибайках не очень пригодны, зато на картодроме можно отлично погонять.

  • Honda Monkey

Тяжёлые мотоциклы

Мотоциклы с боковым прицепом. Большая масса, низкооборотистый и мощный мотор. Идеально подходят для езды по бездорожью и перевозки крупногабаритных предметов. В ВОВ применялись даже для перевозки небольших пушек. Для дорог общего пользования малопригодны из-за небольшой скорости и плохой устойчивости на высоких скоростях. Могут оснащаться приводом как на заднее колесо, так и приводом на заднее и колесо бокового прицепа, что повышает проходимость на бездорожье, но ограничивает максимальную скорость.

  • Урал Т
  • Урал GEAR-UP
  • Днепр 11
  • Днепр 16
  • K750

Внедорожные

Кроссовые

Мотоциклы для кроссовых мотогонок. Зачастую снабжены двухтактными двигателями. Малый вес, прочная рама, надёжная длинноходная подвеска плюс мощный мотор. Часто кроссовые мотоциклы не оборудованы светотехническими приборами и заводятся кик-стартером. Мотоциклы этого класса выпускаются также и в миниатюрных версиях — специально для детей и детских соревнований.

  • Honda CRF250R
  • Yamaha YZ250
  • Suzuki RM250(2T)/RM-Z250(4T)

Также есть модификации с 450 куб.см.

Эндуро

Мотоциклы для внедорожного туризма. Тяжелее кроссовых и менее мощные. Мотоциклы эндуро пришли с трасс ралли-рейдов. Потеряв в «болотной» и «пустынной» проходимости, они стали комфортней для езды по городским улицам и шоссе, позволяя водителю съехать с асфальта и не бояться достаточно серьёзных ухабов, колдобин, бордюров, лестниц и прочих сюрпризов. Основные преимущества мотоциклов эндуро: малый вес, большие ходы подвесок, минимум облицовки и ремонтопригодность.

  • Honda CRF250F/450F
  • Honda XR250/400/650
  • Yamaha TT250R Open Enduro
  • Suzuki DR-Z400
  • KTM EX-C250

Мотард представляют собой мотоцикл эндуро, оборудованный 17-дюймовыми колёсными дисками, шоссейной резиной, более мощными тормозами и подвесками, настроенными для езды по асфальту. Этот класс мотоциклов в равной степени приспособлен как для езды по дорогам общего пользования, так и для преодоления серьёзных препятствий «городского бездорожья» (бордюры, лестницы и т. п.).

  • Suzuki DR-Z400SM

Супермотард

Представляет собой одноцилиндровый мотоцикл двойного назначения, который сделан на основе кроссового мотоцикла или жёсткого эндуро, на который установлены спортивные шины для дорог с твёрдым покрытием.

Триал Предназначены для мототриала.

Питбайк

Основная статья: Питбайк

Разновидность мотоцикла для мини-мотокроса и мини-супермото. Внешне похож на кроссовый, однако имеет меньшие размеры и массу.

> См. также

  • Крузер
  • Чоппер
  • Классификация мотоциклов

> Ссылки

  • Типы мотоциклов

> Примечания Примечания

  1. Отсутствие обтекателей объясняет название этого типа мотоциклов в английском языке: «голый» (англ. naked)

Сноски

Виды спортивных мотоциклов

Виды спортивных мотоциклов: спорт байк и супер спорт. Отличительные характеристики – скорость, высокие аэродинамические показатели, отменная управляемость. Модель имеет запоминающийся экстерьер. Скорость не влияет на легкость управления байком. Он отлично держит дорогу. Такие мотоциклы оснащаются очень мощным двигателем. Очень часто число лошадиных сил превышает вес байка. Объем двигателя превышает 1000 куб. см., двигатель — более форсированный и резкий, чем в других классах. На большинстве моделей установлена шестиступенчатая коробка передач. Типичные представитель класса — Honda CBR 600 RR.

Удобство езды. Мотоцикл имеет лежачую посадку. Высота расположения подножек больше, чем у других видов, что обеспечивает близкое расположение ног к телу. Руль максимально занижен. Если человек не привык ездить в таком положении, уже через полчаса у него затекут практически все группы мышц. При езде за пределами города необходимо соотносить скорость ветра со скоростью мотоцикла. На высокой скорости при сильных порывах ветра мотоциклист очень уязвим. Высокая маневренность байка позволяет эффективно использовать в пределах города.

Преимущества спорт байков: высокая скорость и быстрый разгон, высокие аэродинамические характеристики, относительно небольшой вес, большой мощный двигатель, хорошие тормоза, высокая устойчивость на дорогах за счет широких колес.

Популярность таких мотоциклов постоянно растет, что связано со скоростью и теми впечатлениями, которые человек получает при езде на высокой скорости.

Недостатки спорт байков

  • Высокая цена по причине использования дорогих материалов и комплектующих.
  • Высокая стоимость эксплуатации.
  • Поскольку на мотоцикл устанавливают мощный двигатель, расход топлива больше чем у остальных классов.
  • Высокая стоимость ремонтных работ при поломке.
  • Замена покрышек обходится в круглую сумму наличности.
  • Пластик уязвим при падении, а ведь поверхность байка полностью обшита пластиком.
  • Соблазн езды на высокой скорости очень часто заканчивается трагично.
  • Для таких мотоциклов необходим большой опыт вождения и ровная дорога с хорошим покрытием.
  • Мотоцикл не подходит для обучения.

Данный тип мотоцикла не подходит для новичков. В нашей стране не так уже и много дорог, на которых байк может показать все свои характеристики. При езде в пределах города, расход топлива будет большим.

Спорт турист

Данный вид мотоциклов – что-то среднее между спортивным и туристическим байками. Мощность и управляемость им досталась от спорт байков, а комфортность езды – от туристических мотоциклов. По весу данный класс очень отличается от остальных. Большинство моделей находятся в диапазоне 210-280 кг.

По своим аэродинамическим характеристикам спорт турист не уступает спорт байку. Типичные представители данного класса — Kawasaki ZX–12 и Kawasaki ZX–14. Двигатель достаточно резкий, но уже более плавный, чем у спорт байков.

Удобство езды. Подножки не вынесены назад, поэтому даже при длительной езде, ноги не затекают. Руль поднят, что делает положение удобным для рук. Ездить на таком транспортном средстве можно в двух положениях – спортивном, когда мотоциклист сидит дальше от бака и наклонен вперед, и туристическом – с ровной спиной и на прямых подножках. Во втором положении спина, ноги руки не затекают, что позволяет преодолевать большие расстояния за день без специальных остановок, чтобы размяться. Такие байки позволяют преодолевать по 1000 км в день без особых трудностей для водителя.

Преимущества: большой вес уменьшает влияние бокового ветра при езде за пределами города. Расход топлива зависит от объема двигателя, но сильно не отличается от классиков. Высокие аэродинамические характеристики позволяют ездить на большой скорости за пределами населенных пунктов по хорошей трассе. Байк имеет высокую выносливость в условиях длительных поездок. Комфортность езды высокая.

Такую машину можно использовать двумя способами – как спортивный мотоцикл и как туристический. Данный класс имеет вместительный топливный бак, что позволяет реже останавливаться для заправки. Можно использовать для начинающих, но при условии, что объем бака не превышает 400 куб. см.

Недостатки: Высокая стоимость транспортного средства. Большой вес снижает маневренность по городу. Достаточно высокая стоимость обслуживания. Замена покрышек обходиться дорого.

Street Fighter

Это небольшой класс мотоциклов. По характеристикам — ближе к спортивным, однако с него снято все пластиковое обмундирование.

Очень часто стрит файтерами становятся спорт байки, побывавшие в аварии.

Такой мотоцикл очень хорошо подходит для совершения трюков. Для этого:

  • снимаются обтекатели;
  • устанавливается фара;
  • приборная панель меняется на меньшую по размерам.
  • Очень часто используется в гонках по городским улицам. Максимальная открытость всех механизмов – отличительная черта данного класса.

    Туристические мотоциклы

    Это идеальный вариант для людей, которые предпочитают поездки на дальние расстояния совершать именно на мотоцикле. Отличительная характеристика – это максимально возможный уровень комфорта, удобная в использовании приборная доска. Мотоцикл оснащен большим количество дополнительных приспособлений, которые делаю езду не скучной и комфортной. За счет большого веса (300-400 кг), туристы имеют плохую управляемость, но мощный двигатель. Во многих моделях используется карданная передача. Яркий пример такого мотоцикла — Honda Gold Wing.

    Удобство езды — вот, пожалуй, главное преимущество таких мото.

    Турист создан специально для преодоления больших расстояний. Данный класс занимает лидирующие позиции по уровню комфорта. Нагрузка на руки минимизируется за счет прямой посадки. Подножки не вынесены назад.

    Преимущества: максимально комфортная езда, защита от ветра, вместительный бак. Имеет багажник. Некоторые модели оснащены подушкой безопасности. Есть подогрев сидений и руля. Во многих моделях есть задняя передача.

    Недостатки: высокая стоимость байка и значительные эксплуатационные расходы. Большой вес уменьшает уровень управляемости байка, предназначены для езды только по ровному асфальту.

    Классика

    Данный класс получил наибольшее распространение. Такие мотоциклы подойдут как водителю со стажем, так и новичку. Отличный вариант для ежедневного использования в пределах города. Вес колеблется в диапазоне 150-250 кг., и определяется моделью и производителем. Оснащен достаточно мощным двигателем, но уже без «резвости», которая присуща спортивным байкам. Оснащен пяти или шести ступенчатой коробкой передач. Многие модели имеют жесткую коробку передач. Типичный представитель классиков — Honda CB 400. Эксплуатационные характеристики — средние.

    Удобство езды. Классики очень удобные для преодоления не очень больших расстояний. За счет прямого руля и подножек обеспечивается прямая посадка водителя. Иными словами, идет минимальная нагрузка на руки, ноги, спину. Мотоцикл имеет мягкое сидение, что позволяет достаточно долго находиться за рулем.

    Преимущества: стоимость ниже, чем в спорт байков и туристов. Эксплуатационные характеристики — невысокие. Замена покрышек и обслуживание сравнительно не дорогое. Есть возможность установить ветровое стекло. Удачный выбор для поездок по городу благодаря сочетанию среднего веса с хорошей маневренностью.

    Недостатки: классики не имеют обтекателей, что ухудшает аэродинамические характеристики. Наиболее уязвимое место при падении – приборная панель и поворотники.

    Кастомы

    Наиболее специфический класс мотоциклов. К нему относятся чопперы, дрэгстеры, диггеры. Для данного класса характерное то, что большинство мотоциклов выпускаются в единичных вариантах, либо в очень ограниченно количестве. Большинство таких мотоциклов – результат работы народных умельцев. Вес может быть различным. Экстерьер на столько уникален, как и технические характеристики. Тип двигателя, коробки передач невозможно установить. Зачастую, такие мотоциклы собираются из нескольких.

    Наиболее знаменитым представителем является Harley-Davidson. Чопперы отличаются удлиненной мощной передней вилкой, обилием хромированных деталей, выдержкой всех элементов в одном стиле. Это не просто мотоциклы, а самовыражение владельца, проповедование свободы. Такие байки могут быть как очень дорогими, раритетными изделиями, так и более дешевыми.

    Преимущества: индивидуальный стиль, зачастую мощный двигатель.

    Недостатки: большая стоимость самых знаменитых моделей, большой расход топлива, при поломке, в большинстве случаев, детали необходимо изготавливать под заказ.

    Круизеры

    Очень часто круизеры относят к классу чопперов или наоборот. Но, все же, стоит их выделить в отдельный класс. Основное предназначение – неторопливое передвижение по мегаполису. Эти монстры, имя большие размеры и вес, прекрасно подходят для города. Как правило, круизеры оснащены мощными двигателемя.

    Они удобны для путешествий на короткие дистанции. Руки байкера находятся в положении, практически параллельном земле. Сидение посажено низко. Мощная задняя подвеска очень хорошо смягчает удары.

    Преимущества: хорошая управляемость, эффектный экстерьер, комфортная езда.

    Недостатки: большой вес снижает маневренность, большой расход топлива, при резких поворотах руля на небольшой скорости можно потерять равновесие. При длительной езде устают руки. За счет прямой посадки снижаются аэродинамические характеристики.

    Внедорожные мотоциклы

    Идеальный вариант для людей, которые хотят убежать от городской суеты и шумных дорог. Такие байки часто именуют двухколесными джипами. Песок, камни, горки преодолеваются без труда. Небольшой вес и отличная управляемость позволяют справиться с ним даже новичку. Скорость развивается невысокая. Отличительные внешние характеристики – высокое сидение и дорожный просвет, центр тяжести смещен вверх. К данному классу относятся эндуро и кроссовые мотоциклы. При использовании в спортивных мероприятиях, достаточно сложно оценить расходы. Типичный представитель кроссовых мотоциклов — Honda CRF 450. Представитель эндуро — Honda Africa Twin.

    Удобство езды: подходит для пересеченной местности. Прямая посадка, положение рук намного комфортнее, чем в круизерах. Зачастую оснащены жестким сидение.

    Преимущества: легкий вес и отличная управляемость, способны преодолеть любые препятствия, доступные цены и не очень дорогое обслуживание. По мнению специалистов, эндуро – оптимальный вариант для новичка.

    Недостатки: при участии в спортивных мероприятиях шины приходится менять очень часто. Многие кроссовые мотоциклы не имеют передней фары и габаритов, поэтому передвижение на них в пределах города и на оживленных трассах запрещено.

    Как отдельный класс можно выделить ретро и мотоциклы с коляской.

    Спорных моментов в таком разделении мототранспорта на подвиды может быть очень много. Большинство байков можно одновременно отнести к разным классам. Кроме того, единой классификации мотоциклов нет. Поэтому, выбирая транспортное средство, не стоит ограничиваться изучением конкретных классов. Ищите то, что близко Вам по духу, то, что Вы сумеете обуздать и чей потенциал сможете раскрыть на 100%.

    Виды дорожных мотоциклов

    Круизер

    Спокойный, уверенный мотоцикл с прямой посадкой, подножки вынесены, сиденье низкое, хромированные детали.

    Недостатки:

    • несколько ограниченная манёвренность;
    • относительно малые лошадиные силы.

    Преимущества:

    • приятный звук мотора;
    • большой крутящий момент на низких оборотах;
    • комфортность.

    Спортбайк

    Этот вид считается самым технологичным, с эффективно сочетающимися мощностью и массой. Мото для любителей адреналина, высоких скоростей.

    Преимущества:

    • быстрый разгон — в 3 секунды до 100 км/ч;
    • мощность от 40 до 230 л. с.

    Спорт-туризм

    Сочетание спортбайка с туристическим. Универсальный мотоцикл с отличной управляемостью, небольшим весом, мощным двигателем, ветрозащитой, но менее комфортный, чем турист.

    Стритфайер

    Практически это спортбайк без пластика, необычного дизайна. У мото хорошие скоростные характеристики, однако двигатели не столь мощные. При изготовлении используются недорогие материалы, поэтому сами мото экономичны.

    Туризм

    Туристические байки очень комфортны, удобны для дальних поездок. Хороши модели с удобной посадкой — прямой, с большим баком, хорошей ветрозащитой. Главные преимущества — солидность, надёжность, безопасность.

    Кастом

    Мотоциклы этого разряда уникальны, настоящие шедевры мотоискусства. Чаще всего изготавливаются в единственном экземпляре с эксклюзивными комплектацией и дизайном.

    Классик

    Никак не обойтись на дорогах без классики. Универсальные мотоциклы с прямой посадкой, телескопической вилкой, круглой фарой, двумя амортизаторами на задней подвеске — неизменно хороший выбор. Такие байки неприхотливы, некапризны.

    Неоклассик

    Как классические модели, отличается прямой посадкой, универсальностью, отсутствием обтекателей. Разница с классик в повёрнутой вилке, эллипсоидной фаре, моноамортизаторе.

    Трайк

    Трёхколёсный мотоцикл, обычно с автомобильным движком, передней частью от чоппера, навесным оборудованием. Очень привлекательные мото, хотя не столь практичные.

    Эндуро

    Симбиоз кроссового и туристического байков обладает повышенной комфортностью, большим баком, защитой в падениях и удобством посадки.

    Минибайк

    Простая конструкция минибайка не предполагает пружин и амортизаторов, из-за этого неустойчивы на дороге, но это компенсируется экономичностью в расходе топлива.

    Топ лучших дорожных байков

    Представляем вам лучшие дорожные мотоциклы, которые совмещают в себе все полезные свойства. Составленный нами рейтинг мотоциклов охватывает известных мотопроизводителей и лучшие дорожные модели.

    1. Honda

    • NC700X — универсальный байк. Подтянутая посадка для мотоциклиста. Встроенное вещевое отделение в ложном бензобаке, туда легко входит шлем. Широкий руль даёт лёгкость в управлении, узкий корпус помогает преодолевать дорожные пробки. Большим преимуществом можно считать экономичность потребления топлива и место для хозяйственных сумок. Главный же плюс — возможность поставить коробку передач с двойным сцеплением Dual Clutch Transmission второго поколения. Она поможет переключать передачи простым нажатием кнопки или передать эту функцию самому мотоциклу. Думаем, вы оцените эту возможность при перегруженном городском движении.
    • CBF600SA и CB600FA — классические шестисотки, отменно оснащённые, комфортные. Легендарная непревзойдённая управляемость Хонды дарит уверенность даже новичку на дороге.
    • CB750 Cyclone — классическая Honda, выполненная в стиле ретро, 70-х годов. А 75-кубовый двигатель тоже является привлекательным показателем.

    2. Zero S

    Электрический мотоцикл просто шикарен в городских условиях. Узкий, лёгкий, он прекрасно маневрирует в пробках. Скорость переключается простым поворотом запястья. Вам не нужно переживать о перезарядке: при движении по инерции и торможении часть энергии возвращается в аккумуляторы. По городу заряда вполне хватит на 100–110 км. Достаточно большой багажник будет приятным дополнением.

    3. Kawasaki

    • Ninja — отличный дорожный байк по городу и автострадам, с 1049-кубовым 4-тактным двигателем, очень мощный. Комфортность, практичность, несомненно, вас приятно порадуют, также регулирование ветрового стекла, расположение подножек в спортивном стиле. Сумки удобно ставить на бензобак, можно прикрепить дополнительно боковые сумки к сиденью.
    • Круизер Vulcan 900 от Kawasaki — сочетание мощности, манёвренности, комфорта, лёгкой управляемости. Кроме того, версия LT оснащена ветрозащитой и грузовыми отделениями. Двигатель в 903 куба, 2-цилиндровый, легко справляется с поездками в городских условиях. Отличный дорожный мотоцикл в спортивном стиле.
    • Классика мототехники в модели W650 заслуживает также внимания красотой внешнего вида, отличными характеристиками. Слегка заниженная подвеска придаёт устойчивости, звук мотора бесподобен.

    4. Aprilia Mana

    Хороший мотоцикл для поездок в офис и домой. Удобная посадка, низко расположенные внушительные подножки, прямой высокий руль — качества этого байка. И 839-кубовый v-двигатель, взятый со скутера Gilera GP800 с бесступенчатой трансмиссией, предоставляет возможность переключения семи передач нажатием рукоятки руля либо перехода на автоматический режим. Для дополнительного места устанавливаются сумки.

    5. BMW C650 GT

    Хотя BMW C650 GT — скутер, однако достаточно мощный, шустрый для быстрого маневрирования между машинами. Отделение под сиденьем вместит два шлема, есть два бардачка для мелких предметов. Внушительный имидж производителя, конечно, сам служит рекламой этому мототранспорту.

    6. Ducati Hyperstrada

    Лёгкие подвижные мотарды часто стали встречаться в крупных городах. Однако кроссовые байки созданы для гонок, неудобны для длительных поездок. Они не защищают водителя от ветра, нет багажных сумок.

    Ducati Hyperstrada решает эти нюансы. Увеличенная версия с 821-кубовым 2-цилиндровым двигателем не отстанет в подвижности и проворности от классических мотардов. Широкое же сиденье, защита от ветра, вместительные сумки делают этот дорожный мотоцикл неплохим компромиссом между крутостью гоночного мото и комфортным, практичным байком для длительных поездок.

    7. Suzuki

    • Ретро-байк TU250X — воплощение разносторонности и легкодоступности. Лёгкий, всего 148 кг, недорогой и прыткий маленький мотоцикл снабжён инжекторным двигателем — прекрасный вариант для экономного мотоциклиста.
    • Классическая модель SX750 Inazuma этого мотопроизводителя бесподобно комфортна и удобна для водителя.
    • Bandit — великолепная модель: хороший крутящий момент, отличные рама с подвеской, мощность делают эту модель любимой многими мотоциклистами.

    8. Bonneville

    Универсальность, компактность простота в управлении — качества, благодаря которым Bonneville называют идеальным дорожным мото в городских условиях. Удобный, лёгкий, с резвым 2-цилиндровым двигателем, он будет вашим помощником в поездках на работу и обратно, тем более что можно включить в конструкцию разные аксессуары, дополнительные сумки.

    9. Harley-Davidson

    Бесспорно, лучшая классика американских производителей — Harley-Davidson. Крупнейшие шоссейные тяжёлые мотоциклы до сих пор мечта любого мотолюбителя.

    • Breakout — модель, сочетающая классику и современность;
    • Deluxe — стиль 30-х годов, атмосфера мотопромышленности тех лет;
    • IRON 883 — агрессивность, мощь, необузданность, истинный король американских дорог.

    10. KTM 690 Duke

    Идеальный дорожный мотоцикл компании КТМ весит с полным баком 160 кг, одноцилиндровый мотор разгоняет до хорошей скорости, экономя топливо. Антиблокировочная система и невысокая цена являются значительным плюсом.

    Дорожный мотоцикл должен быть комфортным, удобным, а главное — именно таким, каким вы его представляете в своих мечтах: быстрым, стильным, эффектным. Выбирая производителя, тип мото, обращайте внимание на то, что поможет вам быть уверенными на дорогах.

    Классификация-систематизация мотоциклов

    Первая классификация возникла с появлением первых мотоциклетных гонок и определяла простейший технический регламент соревнований до 1900 г. Она была предложена Автомобильным клубом Франции (Automobile Club de France) в 1899 г. Мотоциклами считались все самодвижущиеся экипажи весом до 200 кг. Вследствие этого в класс мотоциклов попадали также трициклы и четырёхколесные машины (квадрициклы), приближавшиеся по типу конструкции к легким автомобилям. Такие технические данные мотоциклов как вес, мощность и размеры двигателя, — не учитывались.

    Существовало три основных класса мотоциклов:

    • мотоциклы с числом мест более одного;
    • мотоциклы одноместные;
    • мотоциклы без цепной передачи.

    Первые два класса в основном охватывали трициклы, которые нередко строились двухместными и имели шестеренные или цепные передачи, а третий класс — двухколесные мотоциклы, обычно имевшие ременную передачу.

    Основание для классификации является формальным, а сам мотоцикл ещё даже не рассматривается как одноколейная машина.

    Классификация мотоциклов по единому техническому принципу

    Классификация по массе

    Была разработана также Автомобильным клубом Франции (Automobile Club de France) в 1902 г. В основу классификации был положен вес мотоцикла. Ограничение массы должно было способствовать рациональному использованию предоставленного конструктору материала и поощрять применение легких сплавов.

    Существовало два класса:

    • мотоциклы (Motorcycles) массой до 250 кг;
    • мотоциклеты (Motocyclettes) массой до 50 кг.

    Слово «мотоциклет» на французском языке является уменьшительным от слова «мотоцикл», и использовано для обозначения конструкции малой массы. В русском языке эта разница обычно не отражается, «мотоциклетный» — остается принадлежностью к «мотоциклу», а не к «мотоциклету».

    Весовые пределы объясняются конструктивными особенностями мотоциклов того времени. Большой вес первого класса отражал вес трехколесных машин (трициклов), малый вес второго класса — относился к двухколесным мотоциклам.

    Весовая классификация применялась в течение ряда лет преимущественно в шоссейных гонках на мотоциклах.

    Отрицательные стороны классификации по весу для развития мотоциклостроения — облегчение ходовых частей, рамы и других деталей, приводящее к снижению запасов прочности, наряду с тем, чтобы большую часть материала использовать для установки более мощного двигателя. На легких мотоциклах массой 50 кг могли быть установлены двигатели с рабочим объёмом до 1500 см³. Такая диспропорция между двигателем и остальными деталями приводила к тому, что мотоциклы гоночного типа были ненадежными и недостаточно износоустойчивыми.

    Классификация по весу применялась, например, и в СССР, уже не только для спортивных, а для всех типов мотоциклов. В зависимости от веса мотоциклы разделяли на:

    • сверхлегкие — от 60 до 80 кг;
    • легкие — от 120 до 140 кг;
    • средние — от 150 до 170 кг;
    • тяжелые — от 180 кг и выше.

    Классификация по нормам расхода топлива

    Способ классификации по нормам расхода топлива появился на гонках Турист Трофи в 1907—1908 гг. и содействовал на тот момент улучшению таких эксплуатационных качеств как стремление к высоким скоростям, увеличение топливной экономичности, снижение массы, улучшение внешней формы мотоцикла, улучшение устойчивости и управляемости. Однако, контроль расхода топлива во время гонок был связан с техническими затруднениями, поэтому не получил распространения.

    Классов было всего два:

    • старшая категория (Senior) — для двухцилиндровых мотоциклов, расход бензина не должен превышать 3,8 л на 100 км (3,5 л в 1908 г.);
    • младшая категория (Junior) — для одноцилиндровых мотоциклов, расход бензина не должен превышать 3,1 л на 100 км (2,8 л в 1908 г.);

    Классификация по величине рабочего объема двигателя

    Классификация впервые появилась на трековых гонках в 1903—1904 гг. и включала также всего два класса:

    • класс «четверть литра» (250 см3)
    • класс «треть литра» (333 см3)

    С 1912 г. ФИКМ установила для категории мотоциклов-одиночек классы 175, 250, 350, 500, 750 и 1000 см3. В начале 20-х годов эта категория была дополнена классами 75 и 100 см3. В 30-х годах появился класс 125 см3, в 1949 г. — класс 50 см3, в 1965 г. — класс 1300 см3.

    Для категории мотоциклов с колясками с 1912 г. были установлены классы 350, 500, 750 и 1000 см3. В 20-х годах класс 500 см3 был заменен классом 600 см3, а в 1949 г. эта категория была преобразована в категорию трехколесных машин, объединяющую мотоциклы с колясками, мотоциклы с третьим опорным колесом и трехколесные автомобили. В ней были предусмотрены классы 350, 500, 750 и 1200 см3, к которым в 1955 г. добавили ещё класс 250 см3. В 1965 г. вместо класса 1200 см3 были введены классы 1000 и 1300 см3.

    Первоначально смысл этой классификации состоял в том, чтобы поощрять наиболее полное использование заданного количества горючей смеси, то есть стимулировать развитие литровой мощности. Привело это к тому, что в первое время увеличение литровой мощности шло главным образом за счет увеличения степени сжатия и улучшения работы органов газораспределения, что сопровождалось улучшением топливной экономичности двигателей. Однако, в конце 30-х годов применение нагнетателей для подачи горючей смеси в цилиндры значительно увеличило литровую мощность, но удельные расходы топлива возросли, что снизило экономические качества мотоциклов.

    С 1946 г. ФИМ запретила применение нагнетателей на мотоциклах, предназначенных для шоссейно-кольцевых гонок, что способствовало появлению высококачественных гоночных двигателей, но не исключило тенденцию к переходу на все более сложные и дорогие многоцилиндровые конструкции.

    Классификация гоночных мотоциклов по рабочему объёму двигателя, несмотря на все её недостатки, до сих пор применяется во всех скоростных соревнованиях.

    Классификация по ограничению каких-либо технических параметров

    Такие классификации не существовали в «чистом виде», ограничение технического параметра добавлялось к классификации по рабочему объёму двигателя. Например, это могло быть ограничением суммарной площади поршней двигателя, ограничением по массе, ограничением количества цилиндров, ограничением числа передач, ограничение шума выхлопа двигателя, минимальным количеством поступивших в продажу серийных мотоциклов модели.

    Классификация мотоциклов по назначению

    Принятая в СССР классификация отечественных мотоциклов

    • Дорожные — предназначенные для передвижения людей и перевозки грузов. Например, к ним относятся мотоциклы следующих марок: М1А, К-125, К-55, К-175, ИЖ-350, ИЖ-49, ИЖ-56, М-72.
    • Специального назначения — дорожные мотоциклы, предназначенные для перевозки однородных грузов или товаров, для несения службы связи, медицинской или противопожарной службы и т. п.
    • Спортивные — созданные обычно на базе дорожных мотоциклов и предназначенные для участия в различных спортивных мероприятиях, а именно: в мотоциклетных кроссах, многодневных гонках, кольцевых и шоссейных гонках и др. Например, к ним относятся следующие марки: М1Е, К-125 С-2, М-72К, М-75М, М-76, М-77, ИЖ-50, ИЖ-50 М, ИЖ-51, ИЖ-54.
    • Гоночные — изготовленные или специально подготовленные для участия в скоростных гонках (линейных и кольцевых шоссейных соревнований), их нельзя использовать в других видах соревнований или в качестве дорожных. Различают гоночные мотоциклы без наддува — например, ИЖ-54-С2, С-154, С-254, С-354, и с наддувом (их также называют рекордно-гоночными) — например, С1Б, С2Б, С3Б, «Комета-2», ГК-1, М-35-К.

    Классификация, принятая у японских производителей

    В настоящее время свой модельный ряд японские производители обычно разделяют всего на три общих типа.

    • Дорожные — для широкого пользования на дорогах.
    • Спортивные — только для соревнований.
    • Двойного назначения — промежуточная группа для дорог и бездорожья.
    Honda Yamaha Kawasaki
    Дорожные Road Sports Sportbikes Sports Cruiser
    Двойного назначения Dual Purpose Dual Purpose
    Спортивные Competition Competition Competition

    Классификация мотоциклов по стандартам

    Стандарты обычно содержат требования к терминологии, некоторые стандарты могут иметь статус обязательных к применению на время перехода к системе технических регламентов. Для примера приводятся классификации по стандартам, принятые в России.

    Классификация по ПДД

    Правила дорожного движения включают в себя технические требования, предъявляемые к транспортным средствам. По ПДД (Правилам Дорожного Движения) в России, например, к мотоциклам приравниваются трех- и четырёхколесные транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

    Классификация по ГОСТу

    Отдельный вид классификации, связанный с государственными стандартами. Согласно ГОСТу Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения», мотоциклы и подобные им механические транспортные средства, имеющие менее четырёх колес, а также квадрициклы относятся к категории L, внутри которой существует семь разновидностей:

    • двухколесный мопед;
    • трехколесный мопед;
    • мотоцикл;
    • мотоцикл с коляской;
    • трицикл;
    • легкий квадрицикл;
    • квадрицикл.

    Классификация по спортивному кодексу

    В России спортивный кодекс представляет собой свод общих правил, установленных Мотоциклетной федерацией России (МФР), регламентирующей все спортивные соревнования, проводимые в стране под её юрисдикцией. Классификация основана на правилах, принятых Международной Мотоциклетной Федерацией (ФИМ). Классификация условно делит мотоциклы на три категории по типу привода (п.01.17). Мотоциклы каждой категории и группы делятся на классы в зависимости от максимального рабочего объёма двигателя (п.01.18).

    Категория 1 — мотоциклы с приводом на одно колесо. Они делятся на:

    • группа А1 — одноколейные двухколесные мотоциклы (мотоциклы-одиночки);
    • группа А2 — мотороллеры — мотоциклы специфической конструкции, предназначенные для езды по дорогам с повышенной комфортабельностью;
    • группа A3 — мотоциклы с одноцилиндровым двигателем объёмом до 50 см³ и автоматической трансмиссией;
    • группа B1 — мотоциклы с коляской, то есть одноколейный мотоцикл-одиночка с прикрепленной к нему коляской с одним колесом, образующим вторую колею. Коляска или платформа предназначена для спортсмена (колясочника), который принимает в ней различные положения сидя, лежа, стоя, свесившись и т. д. в зависимости от дисциплины соревнований.
    • группа В2 — то же, что В1, но не постоянно прикрепленной (несъемной) к мотоциклу коляской, оставляющей две или три колеи;
    • группа ВЗ — трехколесные экипажи, изготовленные как одно целое и образующие три колеи, с местом для водителя и колясочника.

    Мотоциклы групп А1, В1 и В2 подразделяются на типы: дорожные, спортивные, гоночные и рекордные.

    • Дорожными называются мотоциклы, выпускаемые заводами для езды по обычным дорогам, и продаваемые через торговую сеть. Перечень возможных изменений, вносимых в конструкцию дорожных мотоциклов, допускаемых к соревнованиям, оговаривается в Положении.
    • Спортивными называются мотоциклы, построенные для спортивных целей, в том числе самими спортсменами, на базе дорожных и отвечающие предъявляемым к ним техническим требованиям по дисциплинам.
    • Гоночными называются мотоциклы, специально построенные для определенного вида соревнований.
    • Рекордными — называются мотоциклы специальной конструкции, изготовленные в единичных экземплярах и рассчитанные на достижение наивысших скоростей в особых, наиболее благоприятных дорожных условиях.

    Мотоциклы групп А2 и A3 могут быть только дорожного типа.

    Категория 2 — специальные мотоциклы с приводом на одно или несколько колес, не подпадающие под категорию 1;

    Мотоциклы категории 2 делятся на следующие группы:

    • группа С — специальные двухколесные мотоциклы,
    • группа D — специальные трехколесные мотоциклы,
    • группа Е — снегоходы,
    • группа F — спринтеры и драгстеры,
    • группа G и H — квадроциклы.

    Категория 3 — мотоциклы с электрическим приводом.

    по типу привода по компоновке по назначению по рабочему объёму двигателя
    мотоциклы
    с приводом на одно колесо
    мотоциклы-одиночки Дорожные Спортивные Гоночные Рекордные 50 65 80 100 125 175 250 350 450 500 750 1000 1300 open
    мотороллеры Дорожные 50 65 80 100 125 175 250 350 450 500 750 1000 1300 open
    мотоциклы с одноцилиндровым двигателем
    объёмом до 50 см3
    и автоматической трансмиссией
    Дорожные 50
    мотоциклы со съемной коляской Дорожные Спортивные Гоночные Рекордные 250 350 500 650 750 1000 1300
    мотоциклы с несъемной коляской Дорожные Спортивные Гоночные Рекордные 250 350 500 650 750 1000 1300
    трехколесные экипажи,
    изготовленные как одно целое
    специальные мотоциклы
    с приводом на одно
    или несколько колес
    специальные двухколесные мотоциклы
    специальные трехколесные мотоциклы
    снегоходы 175 250 350 500 750 1300
    спринтеры и драгстеры
    квадроциклы 300 500 750 900
    мотоциклы
    с электрическим приводом

    Классификация мотоциклов по типам

    Данные в этой статье приведены по состоянию на апрель 2012 года. Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

    Основная статья: Типы мотоциклов

    Классификации на официальных сайтах дилеров

    Для американского и европейского рынка модельный ряд японских мотоциклов представлен в более развернутом виде, нежели для японского. Помимо общего разделения (на дорожные, спортивные и двойного назначения) мотоциклы делятся на типы в зависимости от компоновки и стиля.

    Honda Yamaha Kawasaki Suzuki
    Дорожные Street: Touring Touring Touring
    Дорожные Street: Sport Touring
    Дорожные Street: Super Sport Touring Super Sport Touring
    Дорожные Street: Adventure Street: Adventure Touring Adventure
    Дорожные Street: Crouisers Cruisers Cruiser
    Дорожные Street: Chopper
    Дорожные Street: Sport Sport Sportbike
    Дорожные Street: Super Sport Super Sport
    Дорожные Standart
    Дорожные Street: Motard
    Двойного назначения OffRoad/Street: Dual Sport Street: Dual Purpose Dual Purpose Dualsport
    Спортивные OffRoad: Motocross OffRoad: Motocross Motocross Motocross
    Спортивные OffRoad: OffRoad OffRoad Offroad
    Спортивные Kids
    Спортивные OffRoad: Trail

    Классификация, предложенная издательством «За рулем»

    Впервые классификация была опубликована в 1995 году, а затем с некоторыми дополнениями периодически приводилась в последующих выпусках каталога «Мир мотоциклов» с оговоркой, что как и любая классификация, она не может претендовать на полноту, так как любой мотоцикл способен переместиться из одной категории в другую за счет установки различных аксессуаров, смены шин и других изменений. Основанием для классификации авторы указывают назначение и компоновку и включают в неё не только мотоциклы, но и мопеды и мотороллеры. Также при выделении типов отдельно рассматривается такой параметр как стиль мотоцикла.

    • Минибайки:
    • простые конструкции мопедного происхождения,
    • более сложные конструкции мотоциклетного происхождения,
    • складные.
    • Стандартные или «классические» мотоциклы — мотоциклы в базовом исполнении, сохраняющие классическую простоту стиля. Специфическая группа — неоклассики, стилизованные в духе прошлых лет, включает в себя:
    • ретро-мотоциклы, воспроизводящие стиль 50-70-х годов;
    • стрит-байки, наследники кафе-рейсеров 60-х годов;
    • скрэмблеры.
    • Мотоциклы, выполненные в американском стиле:
    • кастомы;
    • чопперы;
    • круизеры;
    • дрегстеры;
    • дрессеры;
    • Спортбайки — как правило, самые мощные и скоростные мотоциклы, за исключением специальных гоночных моделей:
    • типичные спортбайки;
    • спорт-туристы;
    • нейкеды.
    • Туристские мотоциклы — наиболее комфортабельные для дальних поездок по хорошим дорогам. Этот тип иногда объединяют со спорт-туристами и дрессерами.
    • Мотоциклы двойного назначения — предназначены для движения как по асфальтовым дорогам, так и по бездорожью, компоновка выполнена в стиле «эндуро» (специально оговаривается, что термин «эндуро» без оговорок применяется только для машин чисто спортивного назначения). По дорожным качествам мотоциклы двойного назначения делят на:
    • «жесткие» — они наиболее приближены к спортивной технике, чем остальные мотоциклы двойного назначения, но в отличие от мотоциклов для эндуро имеют более комфортное сиденье и пассажирские подножки;
    • «мягкие» — предназначенные, скорее, для дорог, но не исключающие передвижение по пересеченной местности;
    • «туристские» — оснащенные двигателями большого рабочего объема, с более комфортабельной посадкой и более тяжелые, что затрудняет передвижение по пересеченной местности;
    • «городские» — обутые в чисто шоссейные шины, вследствие этого непригодные для бездорожья.
    • Мотоциклы специального назначения — оснащенные специальным оборудованием:
    • армейские;
    • полицейские;
    • пожарные;
    • для скорой помощи и др.

    Сюда же относят мотоциклы повышенной проходимости.

    • Спортивные мотоциклы — мотоциклы для соревнований в различных мотодисциплинах. Делятся на:
    • гоночные (для шоссейно-кольцевых гонок),
    • кроссовые,
    • эндуро — см. «Мотоциклы для эндуро»,
    • триальные,
    • для ралли-рейдов,
    • для мотобола,
    • мотарды (для соревнований супермото),
    • для спидвея,
    • и т. д. для других дисциплин.

    Сюда же принято включать и детские спортивные мотоциклы — предназначенные для получения первых навыков внедорожной езды.

    • Мотоциклы с колясками.
    • Мотовездеходы (ATV).
    • Грузовой мототранспорт.

Оставьте комментарий