Коробка передач принцип работы

АМТ коробка передач — что это

AMT — Automated Manual Transmission – автоматизированная механическая трансмиссия. Автолюбители такую коробку называют роботизированной или, попросту, робот.

Это надёжная, известная с самого зарождения автомобилестроения, механическая коробка передач, но с автоматическим переключением. Проще говоря, если вас спросят, «АМТ коробка передач, что это?», смело отвечайте: «Это смесь механики и автомата».

То есть, коробка механическая, но выжимает сцепление и переключает скорости, основываясь на своих расчётах, компьютер.

Он берёт данные от разных систем автомобиля, анализирует скорость, показания ABS и т.д., а затем, при помощи устройств, передающих усилие – актуаторов или, ещё их называют сервоприводами, переключает передачи.

В коробках АМТ актуаторы бывают электрические и гидравлические.

  • Электрический робот с одинарным сцеплением – самый распространённый, он дешевле, но время его реакции – дольше.

Такие коробки ставят на бюджетные автомобили. И именно они вызывают недовольство автолюбителей и скептическое отношение к АМТ.

Дело в том, что при разгоне автомобиля могут чувствоваться «зависания» при переключении передач и даже снижение скорости в самый неподходящий момент (например, при перестроении или обгоне).

Сцепление двигателя с колёсами может отсутствовать до двух секунд, что ухудшает управляемость автомобиля и раздражает любителей быстрой и резкой езды.

Тем не менее, это хороший вариант для тех, кто любит плавное и размеренное движение.

  • Гидравлический робот (ещё его называют электрогидравлический) стоит дороже, его ставят на автомобили премиум-сегмента и на спортивные модели.

В гидравлическом используется цилиндр, который толкают электромагнитные клапаны.

В такую коробку заливается специальная жидкость, которая позволяет снизить время задумчивости до 0,05 секунд.

  • С 2003 года концерны Audi и Valkswagen стали ставить на свои серийные автомобили роботов с двойным сцеплением.

Сама технология была придумана ещё в 80-е годы прошлого века. У коробки сразу два вала: один – для чётных передач, второй – для нечётных.

Включение следующей передачи на соседнем вале происходит заранее, но до нужного момента она разомкнута. Когда электроника решает, что пора переключаться, одновременно размыкается один вал и подключается другой.

Такое переключение передач называется преселективным. Благодаря ему машина получает очень плавный ход, переключение водителю незаметно.

Например, на фольксваген гольф оно происходит всего за 8 миллисекунд. Если вы видите аббревиатуру DCT (Dual Clatch Transmission), то это робот с двойным сцеплением.

Также в простонародье он может обозначаться сокращением DSG, по названию коробки концерна Фольксваген, но быть изготовленным другой фирмой (по аналогии в русском языке появились слова ксерокс, памперс и т.д.)

Коробка передач АМТ

Когда речь заходит о плюсах и минусах АМТ, сразу стоит вспомнить, коробка передач АМТ, что такое?

Это совмещение надёжности и дешевизны механической коробки передач с удобством автоматической.

Отсюда можно понять, что она совмещает в себе плюсы и минусы обоих типов трансмиссий.

Плюсы:

  • Не нужно выжимать сцепление и двигать рычаг переключения передач, это сделает компьютер.
    Особо актуально в условиях городских пробок.
  • Дешевле, чем автоматическая коробка передач, но педали всё равно две.
    Это даёт удобство автомата при цене, приближающейся к механике.
  • Более надёжна и легка в ремонте, чем АКПП, потому что коробка, по факту, механическая.
  • У многих моделей при необходимости можно переключать передачи в ручную.
  • Расход топлива ниже, чем у автомобилей с АКПП и МКПП. У АКПП сам принцип работы подразумевает больший расход, а в МКПП играет роль водитель своей манерой езды и несвоевременным переключением.
  • Коробка передач АМТ меньше массой, чем АКПП.
    Она подходит для малолитражных автомобилей.
  • Срок службы робота с двойным сцеплением больше, чем у МКПП.
  • Требуется меньше масла в коробку.

Минусы:

  • При разгоне время между переключением передач может занимать около двух секунд.
    Это касается АМТ с электрическим актуатором и одним сцеплением.
    Такое «зависание» может быть неприятным при обгоне на трассе, а также ухудшает управляемость автомобиля в момент переключения.
  • АМТ с гидравлическим актуатором даёт большую нагрузку на двигатель, что значительно увеличивает расход топлива.
  • В отличие от автоматической коробки, робот не умеет подстраиваться под стиль езды водителя, поэтому приспосабливаться к коробке придётся вам.
  • Преселективная коробка передач дороже своих собратьев и сложно ремонтируется при поломках.
  • При долгом подъёме может перегреться сцепление, тогда оно размыкается и приходится переходить на ручное переключение передачи.

Советы и хитрости езды на АМТ

Чтобы приноровиться к коробке-роботу и увеличить срок её эксплуатации, можно следовать маленьким хитростям, чтобы езда доставляла удовольствие и не вызывала негативных эмоций.

  1. Один из самых неприятных моментов, который может случиться в дороге с АМТ – перегрев сцепления.
    Чтобы это не происходило, в пробке при остановке дольше, чем на 10 секунд, можно ставить коробку в положение «нейтраль», а при долгом подъёме принудительно понижать передачу в ручном режиме.
    Если коробка перегрелась, на панели появится значок. Нужно остановиться, выключить машину и подождать, пока АМТ остудится.
  2. Чтобы избежать рывков при переключении передач во время разгона, нужно нажать, а потом приотпустить педаль газа в тот момент, когда вы чувствуете скорое переключение скоростей.
    После переключения можно дальше плавно набирать скорость.
  3. При каждом ТО проводите калибровку коробки, это увеличит срок её службы.

Вопрос «коробка передач АМТ — что это?» для многих автолюбителей остаётся открытым или вызывает скептическое настроение.

Кто-то слышал негативные отзывы от друзей и знакомых и не хочет покупать, кто-то пробовал ездить на старых моделях роботизированной коробки передач.

Но с развитием технологий, когда АМТ постепенно замещает и механику, и автомат, коробка-робот может стать самым лучшим и экономичным вариантом для автомобиля.

Селектор коробки передач

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Назначение, принцип действия, разновидности КПП и современные тенденции в разработке коробок передач.

Коробка передач – это механизм, расположенный между мотором и колесами, предназначенный для изменения величины тяги, которая подается на ведущие колеса, и скорости движения автомобиля. Кроме того, КПП позволяет изменять направление вращения колес, то есть включать задний ход, а также разъединять двигатель и трансмиссию, например, при остановках автомобиля или на холостом ходу. Действие коробки передач основано на том, что вращение от коленчатого вала двигателя передается на ходовую часть через набор зубчатых шестерен с определенным передаточным числом на каждой передаче. Это необходимо, так как скорость вращения коленчатого вала в двигателе и колес может отличаться в разы. Необходимое количество ступеней в коробке передач может нивелировать эту разницу, обеспечивая автомобиль необходимой, достаточно высокой максимальной скоростью.

К коробке передач предъявляются следующие требования:
— обеспечение оптимальных тягово-скоростных свойств автомобиля при заданной характеристике двигателя;
— бесшумность в работе и переключении передач;
— легкость управления;
— высокий КПД

По способу переключения передач КП подразделяются на:

Коробки с ручным переключением передач.

В КПП с ручным переключением водитель принудительно выбирает нужную передачу и включает ее, на время разъединяя двигатель и КПП, выключая сцепление отдельной педалью. Механические КПП стали одним из основных агрегатов автомобилей и прошли долгий путь развития от простейших двухступенчатых устройств, обеспечивающих движение вперед или назад, до сложнейших механизмов, позволяющих создавать наиболее оптимальные режимы движения. Достаточно долго на автомобилях использовались три передачи (не считая заднего хода). Первый режим движения использовался, чтобы тронуться с места или преодолеть самые сложные участки, второй – для разгона до третьей передачи или для движения по пересеченной местности, третий – для езды по ровным участкам дороги. Затем появились четырехступенчатые агрегаты, которые уже практически вытеснены пятискоростными коробками перемены передач. Сейчас в массовом сегменте автомашин встречаются шести ступенчатые, реже семи ступенчатые коробки. Низшие передачи обеспечивают высокое тяговое усилие и позволяют автомобилю плавно трогаться с места, брать без разгона крутые подъемы и двигаться по плохим дорогам, бездорожью или пересеченной местности. Если, перед тем как тронуться с места, включить одну из высших передач, автомобиль «дернется», а двигатель выключится. Промежуточные передачи необходимы для постепенного и плавного разгона автомобиля до прямой передачи, каковой обычно является 4-ая скорость. С момента включения этого режима передаточное число равно единице, то есть скорость вращения маховика сравнивается со скоростью вращения карданного вала. С появлением пятой (и более) передачи появилась возможность движения по ровной трассе с высокой скоростью, но сравнительно небольшими оборотами двигателя. Такой режим движения позволяет экономить топливо и значительно повысить ресурс двигателя. В настоящее время механические КПП являются прерогативой ,как правило, двух категорий автомобилей: доступных недорогих моделей массового сегмента, а так же спортивных автомобилей. Невысокая цена объясняет присутствие таких КПП в одних авто и возможность полностью контролировать передачу тяги к колесам, а также самостоятельно выбирать подходящую передачу — в других.

Коробки с автоматическим переключением передач.

Эти КП работают в автоматическом режиме без участия водителя. Оптимальная для определенных условий движения передача выбирается автоматом переключения. Большинство из современных коробок передач с автоматическим переключением «адаптивные», то есть способны «подстраиваться» под стиль вождения конкретного водителя, обеспечивая последнего мягким и комфортным режимом, либо работать быстрее и жестче при переключении передач и задерживать двигатель в режиме работы на высоких оборотах для реализации мощности и максимальной динамики автомобиля.

Автоматическая коробка передач — АКП, работающий без непосредственного участия водителя. Автомобиль, оснащенный АКП, имеет вместо трех педалей («газа», тормоза и сцепления) две педали («газа» и тормоза, педаль сцепления отсутствует). При этом педаль «газа» служит не для увеличения-уменьшения оборотов двигателя, как в автомобиле с механической КП, а для изменения скорости движения автомобиля. В отличие от механической коробки передач АКП оснащается не рычагом переключения, а селектором выбора режима работы. Наиболее типичные — планетарные АКП с гидротрансформатором, который выполняет функции сцепления и устанавливается между коленчатым валом двигателя и КП.

Селектор АКПП.

В 50-е годы прошлого века общепринятым стандартом системы управления АКП стал селектор «PRNDL» — по перечислению очередности включения режимов автоматической КП. Именно эта последовательность была признана наиболее безопасной и рациональной с точки зрения конструкции АКП.
Режимы работы АКП — положения селектора переключения.

P — парковочный режим. Двигатель отсоединен от трансмиссии. АКП блокирована внутренним механизмом и соединена с трансмиссией, что обеспечивает блокировку всех механизмов трансмиссии. При этом АКП никак не связана со стояночным тормозом и не отменяет необходимость его использования на стоянках.
R — режим заднего хода. Во всех современных АКП селектор в этом положении дополнен блокировочным механизмом, предотвращающим случайное включение заднего хода при движении автомобиля вперед.
N — нейтральный режим АКП. Задействуется при остановках, движении накатом, буксировке. Происходит разъединение двигателя и коробки передач.
D — основной режим работы АКП («Драйв»). Задействованы все ступени АКП (обычно и повышающая передача, которая в противном случае может включаться дополнительным положением рукоятки селектора с обозначением «2» или «D2»).
L — режим пониженной передачи, который используется для движения по бездорожью и на крутых подъемах.
Этот порядок переключения селектора АКП был закреплен в США законодательно в 1964 году. Отступление от этого стандарта считается недопустимым с точки зрения безопасности автомобиля. Однако в наши дни мы можем видеть весьма различные примеры селектора КПП у разных производителей.

Автоматические коробки передач бывают:

Планетарные АКП. Как правило с гидроприводом и гидротрансформатором. Планетарная АКП состоит из гидротрансформатора, планетарной КП (планетарных редукторов), барабанов, фрикционных и обгонной муфт, соединительных валов. Более подробно данный вид АКП мы рассмотрим в последующих курсах. Это наиболее распространенный тип автоматических КП на современных, которые объединяют в себе способность передавать через себя большой крутящий момент, иметь малое время переключения передач

Вариатор — вид бесступенчатой автоматической трансмиссии, в которой обороты и крутящий момент двигателя изменяется плавно. Отличается простотой принципиальной схемы и технологичностью производства. Наибольшее распространение получил на маломощных транспортных средствах с двигателем мощностью менее 200 л.с., хотя встречаются и исключения. По типу способа передачи крутящего момента вариаторы подразделяются на фрикционные и вариаторы зацепления.

На легковом автомобиле клиноременный вариатор появился в 60-е годы — на голландской машине DAF 600. Это был первый в мире автомобиль с бесступенчатой автоматической трансмиссией, который к тому же был очень недорогим. Эти автомобили имели репутацию ненадежной машины — в вариаторе DAF 600 работал ремень из резины, который деформировался и часто рвался.

Роботизированная КПП.

Если по-простому описать принцип действия «робота», то это «механика», передачи и сцепление в которой включаются электро- или гидроприводами. Тем не менее, подобное описание, как и определение «робот» — слишком обобщенное. Ведь между примерами таких КПП, помимо количества передач, целая пропасть инженерных решений и тонкой электронной настройки. Да и конструкции у них принципиально могут отличаться, и установка их на автомобили имеет различные цели.

Также уже довольно распространены так называемые «преселективные» роботизированные КП или «роботы» с двойным сцеплением. С точки зрения голой механики все эти коробки построены по принципу Механической КП — никаких планетарных рядов, фрикционных пакетов, ремней или цепей. Вот только у них два ведущих вала, выполненных один в другом. И у каждого — свое собственное сцепление. А на ведомых валах — привычные шестерни и синхронизаторы. Суть в том, что каждый из ведущих валов вместе со сцеплением отвечает за свои передачи — один за нечетные, второй за четные. Пока автомобиль разгоняется (замедляется) на одной ступени, следующая уже включена, то есть шестерни соединены с синхронизаторами. Пора переходить выше (ниже) — блок управления размыкает первое сцепление и замыкает второе. Поэтому такие коробки и получили собирательное название «преселективные» — с предварительно выбранной передачей

Эволюция «роботов» поставлена с ног на голову. Простейшие агрегаты с одним сцеплением появились только в начале нынешнего столетия. Однако еще за 60 с лишним лет до них сначала Адольф Кегресс (1935 г.) — легендарный отец колесно-гусеничного движителя — а потом фирма ZF (1939 г.) получили патенты на механические коробки с двумя дисками сцепления. Неизвестно, были ли тогда, помимо бумажных, какие-то «наброски» в металле, но, к примеру, французский конструктор предлагал устанавливать такую трансмиссию на Citroen Traction Avant образца 1934 года. Технологически на тот момент это было невыполнимо. Поэтому об идее забыли почти на полвека.

Роботизированные трансмиссии мировых автопроизводителей

Название трансмиссии/тип трансмиссии

С одним сцеплением

С двумя сцеплениями

Audi R-Tronic

+

Audi S-Tronic

+

Alfa Romeo Selespeed

+

BMW SMG

+

Citroen SensoDrive

+

Ford Durashift

+

Ford Powershift

+

Lamborghini ISR

+

Mitsubishi Allshift

+

Opel Easytronic

+

Peugeot 2-Tronic

+

Porsche PDK

+

Renault Quickshift

+

Toyota MultiMode

+

Volkswagen DSG

+

Так есть ли у роботизированных преселективных трансмиссий осязаемые эксплуатационные преимущества? По сравнению даже с «автоматами», и тем более «вариаторами», «роботам», к примеру, не противопоказана длительная езда на высокой скорости. Пожалуй, такие условия для DSG и прочих DCT наиболее органичные. Плюс экономия, экология, скорость переключений… В рамках масштабного перехода с одного типа трансмиссии на другой на уровне компаний наличие «преселективных» АКП представляется выгодным. И одновременно выступает маркетинговым ходом. Все эти цифры — расход топлива, килограммы «снаряженки», сэкономленное «роботом» время переключений — не могут не привлекать клиентов.

В последние десять лет АКП вышли на новый виток развития. Если в прежние полвека своей жизни «автоматы», скорее, эволюционировали, то теперь можно говорить о некоторой революции, произошедшей в силу общих тенденций в мировом автомобилестроении и благодаря стремительному развитию электроники. Сейчас всем ясно, что автомобиль должен быть экологичным, и, соответственно, экономичным. И иметь повышенный, в сравнении с предшественниками, уровень комфорта. С помощью «автомата» можно обеспечить и то, и другое. Но при выполнении обязательных условий — сохранения технологичности производства, себестоимости и прежних габаритов.

С развитием автомобилестроения и выпуском новых видов трансмиссий вопрос, какая коробка передач лучше, становится все более актуальным. АКПП — что это такое? В этой статье разберемся с устройством и принципом работы автоматической коробки передач, узнаем, какие виды АКПП существуют и кто придумал АКПП. Проанализируем достоинства и недостатки разных видов автоматических трансмиссий. Познакомимся с режимами работы и управления АКПП.

Что такое АКПП и история ее создания

Селектор автоматической коробки передач

Автоматическая коробка передач, или АКПП, представляет собой трансмиссию, обеспечивающую выбор оптимального передаточного числа в соответствии с условиями движения без участия водителя. Это обеспечивает хорошую плавность хода автомобиля, а также комфорт при движении для водителя.

В настоящее время существует несколько видов автоматической КПП:

  • гидромеханическая (классическая);
  • механическая с двумя сцеплениями (например, DSG);
  • роботизированная;
  • бесступенчатый вариатор (CVT).

В данной статье все внимание будет уделено классическому автомату.

История изобретения

Основу автоматической трансмиссии составляет планетарная коробка передач и гидротрансформатор, впервые изобретенный исключительно для нужд судостроения в 1902 году немецким инженером Германом Фиттенгером. Далее в 1904 году братья Стартевенты из Бостона представили свой вариант автоматической КПП, имеющий две коробки передач и напоминающий чуть доработанную механику.

Первая серийная автоматическая коробка передач GM Hydramatic

Автомобиль, оснащенный планетарной коробкой передач, впервые увидел свет под маркой Ford Т. Суть коробки заключалась в плавном переключении скоростей за счет двух педалей. Первая включала повышающую и понижающую передачи, а вторая – заднюю.

Эстафету приняла компания General Motors, которая в середине 1930-х годов выпустила полуавтоматическую трансмиссию. Сцепление в автомобиле еще продолжало присутствовать, а планетарным механизмом управляла гидравлика.

Приблизительно в это же время компания Крайслер доработала конструкцию коробки гидромуфтой, а вместо двухступенчатой коробки стал использоваться овердрайв – повышающая передача с передаточным числом менее единицы.

Первую в мире полностью автоматическую КПП в 1940 году создала все та же компания General Motors. АКПП представляла собой сочетание гидромуфты с четырехступенчатой планетарной коробкой с автоматическим управлением посредством гидравлики.

Сегодня известны уже шести-, семи-, восьми- и девятиступенчатые АКПП, производителями которых являются как автоконцерны (KIA, Hyundai, BMW, VAG), так и специализированные компании (ZF, Aisin, Jatco).

Плюсы и минусы АКПП

Как и любая коробка передач, автоматическая трансмиссия имеет как плюсы, так и минусы. Представим их в виде таблицы.

Плюсы АКПП Минусы АКПП
1. Плавное и автоматическое переключение скоростей, создающее комфорт для водителя. 1. Сложность конструкции.
2. Отсутствие необходимости в периодической замене сцепления. 2. Высокая стоимость самой коробки.
3. Хорошая динамика за счет возможности ручного переключения скоростей. 3. Высокая стоимость ее обслуживания.
4. Автомат может подстраиваться под стиль вождения водителя (адаптироваться). 4. Более низкий КПД и повышенный расход топлива в сравнении с механикой.

Устройство автоматической трансмиссии

Схема АКПП

Устройство АКПП достаточно сложное и состоит из следующих основных элементов:

  • гидротрансформатор;
  • планетарный механизм;
  • блок управления АКПП (TCU);
  • фрикционные муфты;
  • обгонная муфта;
  • гидроблок;
  • ленточный тормоз;
  • масляный насос;
  • корпус.

Гидротрансформатор представляет собой корпус, заполненный специальной рабочей жидкостью ATF, и предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач. Фактически он заменяет сцепление. В его состав входят насосное, турбинное и реакторное колеса, блокировочная муфта и муфта свободного хода.

Колеса оснащены лопастями с каналами для прохода рабочей жидкости. Блокировочная муфта необходима для блокировки гидротрансформатора в конкретных режимах работы автомобиля. Муфта свободного хода (обгонная муфта) необходима для вращения реакторного колеса в противоположную сторону. Более подробно про гидротрансформатор можно почитать .

Планетарный механизм АКП включает в себя планетарные ряды, валы, барабаны с фрикционными муфтами, а также обгонную муфту и ленточный тормоз.

Механизм переключения скоростей в АКПП достаточно сложен, и, по сути дела, работа трансмиссии состоит в выполнении некоторого алгоритма включения и выключения муфт и тормозов посредством давления жидкости.

Планетарный ряд, точнее блокировка одного из его элементов (солнечная шестерня, саттелиты, коронная шестерня, водило), обеспечивает передачу вращения и изменение крутящего момента. Элементы, входящие в планетарный ряд, блокируются при помощи обгонной муфты, ленточного тормоза и фрикционных муфт.

Пример гидравлической схемы АКПП

Блок управления АКПП может быть гидравлическим (уже не применяется) и электронным (ЭБУ АКПП). Современная гидромеханическая трансмиссия оснащается только электронным блоком управления. Он обрабатывает сигналы датчиков и формирует управляющие сигналы на исполнительные устройства (клапаны) гидроблока, обеспечивающие работу фрикционных муфт, а также управляющие потоками рабочей жидкости. В зависимости от этого жидкость под давлением направляется в ту или иную муфту, включая определенную передачу. TCU также управляет блокировкой гидротрансформатора. При неисправности блок TCU обеспечивает функционирование КПП в «аварийном режиме». Селектор АКПП отвечает за переключение режимов работы КПП.

В автоматической коробке применяются следующие датчики:

  • датчик частоты вращения на входе;
  • датчик частоты вращения на выходе;
  • датчик температуры масла АКПП;
  • датчик положения рычага селектора;
  • датчик давления масла.

Подробнее про датчики АКПП можно почитать .

Принцип работы и срок службы АКПП

Время, необходимое на переключение скорости в АКПП, зависит от скорости автомобиля и нагрузки на двигатель. Система управления вычисляет нужные действия и передает их в виде гидравлических воздействий. Гидравлика перемещает муфты и тормоза планетарного механизма, тем самым происходит автоматическое изменение передаточного числа в соответствии с оптимальным режимом двигателя в данных условиях.

Одним из главных показателей, влияющих на эффективность работы автоматической трансмиссии, является уровень масла, который нужно регулярно проверять. Рабочая температура масла (ATF) составляет около 80 градусов. Поэтому для того, чтобы избежать повреждений пластиковых механизмов коробки в зимний период, перед движением машину необходимо прогревать. А в жаркое время года, наоборот, охлаждать.
Охлаждение АКПП может осуществляться охлаждающей жидкостью или воздухом (с помощью масляного радиатора).

АКПП в разрезе

Наибольшее распространение получил жидкостный радиатор. Температура atf, необходимая для нормальной работы двигателя, не должна превышать 20% от температуры в системе охлаждения. Температура охлаждающей жидкости не должна превышать 80 градусов, за счет этого и происходит охлаждение atf. Теплообменник соединен с внешней частью корпуса масляного насоса, к которой крепится и фильтр. При циркуляции масла в фильтре происходит его контакт с жидкостью охлаждения через тонкие стенки каналов.

Кстати, автоматическая трансмиссия считается очень тяжелой. Вес АКПП составляет около 70 кг (если она сухая и без гидротрансформатора) и около 110 кг (если она заправленная).

Для нормального функционирования АКПП необходимо и правильное давление масла. От этого во многом зависит срок службы АКПП. Давление масла должно быть на уровне 2,5-4,5 бар.

Ресурс коробки-автомат может быть различен. Если в одном автомобиле трансмиссия может прослужить только 100 тысяч км., то в другом – порядка 500 тысяч. Это зависит от эксплуатации автомобиля, от регулярного контроля за уровнем масла и его замены вместе с фильтром. Продлить ресурс АКПП возможно также используя оригинальные расходные материалы и своевременно обслуживая КПП.

Управление АКПП

Управление автоматической трансмиссией осуществляет селектор АКПП. Режимы работы автоматической трансмиссии зависят от перемещения рычага в определенное положение. В автомате доступны следующие режимы:

  1. Р — Parking. Используется при парковке. В данном режиме механически блокируется выходной вал трансмиссии.
  2. R — Reverse. Используется для включения передачи заднего хода.
  3. N — Neutral. Нейтральный режим.
  4. D – Drive. Движение вперед в режиме автоматического переключения скоростей.
  5. M — Manual. Режим ручного переключения скоростей.

В современных автоматических трансмиссиях с большим числом рабочих диапазонов могут использоваться дополнительные режимы работы:

  • (D), или O/D— овердрайв — «экономичный» режим движения, при котором возможно автоматическое переключение на повышающую передачу;
  • D3, или O/D OFF— расшифровывается как «отключение овердрайва», это активный режим движения;
  • S (либо цифра 2) — диапазон пониженных передач (первая и вторая, либо только вторая передача) , «зимний режим»;
  • L (либо цифра 1) — второй диапазон пониженных передач (только первая передача).

Схема режимов АКПП

Также имеются и дополнительные кнопки, характеризующие режимы работы АКП:

  • кнопка Sport, или Power — переключение передач происходит на более высоких оборотах двигателя;
  • кнопка Winter, или Snow — движение с места происходит со второй или третьей передачи;
  • кнопка Shift lock (шифт лок) — возможность разблокирования селектора при остановленном двигателе.

В некоторых коробках есть режим «кик даун» (kick-down). Режим «кик даун» предполагает резкое ускорение транспортного средства путем переключения на пониженную передачу. В некоторых случаях режим «кик даун» запрещен при отключении режима овердрайв.

Автоматическая КПП занимает достойное место среди известных коробок передач и составляет конкуренцию привычной механике. Разнообразие режимов движения, а также плавное переключение передач позволяют водителю наслаждаться комфортным вождением.

Оставьте комментарий