Какой предохранитель на

Содержание

Для чего нужен предохранитель и как проводить его замену

Плавкие предохранители имеются в любом автомобиле и во многих моделях электротехники, ведь если возникнет короткое замыкание или перегрузка в электрической сети, то оборудование вполне может выйти из строя.

Главная их функция сводится к размыканию электрической цепи, в тех случаях, если сила тока в ней превышает все допустимые значения.

Значит, предохранители способны предоставить эффективную защиту, как для электрооборудования, так и для проводки.

В случае их использования, риск возгорания и короткого замыкания сводится к нулю.

А главное достоинство предохранителей заключается в том, что стоят они копейки, а оберегают дорогостоящее оборудование.

Если предохранитель выходит из строя, то его замена никак не связана с серьёзными финансовыми вложениями и трудностями установки.

Правда, менять сгоревший предохранитель нужно на его номинальный аналог. Ибо определяющей его характеристикой считается сила тока.

При срабатывании предохранителя, он приходит в негодность, то есть, получается, что он весь электрический удар, возникший в сети, принимает на себя.

Существуют более мощные предохранители, действие которых распространяется не на отдельный электроприбор или малую электросеть.

А на одно или несколько помещений, или даже квартиру.

Специфика замены предохранителя

Чтобы произвести замену вставки плавкой, нужно сначала выяснить причину её перегорания.

Обычно, столь неприятное явление наблюдается при нарушении целостности проводов или же в результате сбоя работы оборудования.

При неисправностях генератора и электрических сетей перегорание предохранителей также возможно.

Определить, какой именно предохранитель перегорел, очень просто даже без специальных приборов: если есть подозрение, что сгорел какой-то конкретный предохранитель, нужно его просто извлечь из гнезда, а на его место поставить, к примеру, отвёртку.

Как делать не нужно.

Включённое заранее оборудование, нужно отключать в произвольной последовательности.

Если в процессе отключения между гнёздами будет появляться искра, то это укажет, какое именно устройство пришло в негодность.

Но не забудьте, что на отвертке должна быть изоляционная ручка, а на руках у вас должны быть диэлектрические перчатки.

Здравствуйте!

Эта статья затрагивает общие вопросы по защите линий или потребителей с помощью предохранительных устройств.

Назначение предохранителей.

Из всего сказанного можно понять, что основное назначение этих устройств — защита. Защиту можно разделить на два вида: защита устройства (номинал защиты подбирается по току устройства) и защита провода или линии (номинал защиты подбирается по току, который может длительно пропускать через себя провод).

Некоторые нюансы. Правильная установка предохранителей.

В других статьях о них тоже упоминается, но для полноты картины вам следует знать: пробка, автомат, предохранитель никогда не устанавливается в нулевой провод, если не обеспечено одновременное срабатывание автоматов или пробок в фазных (питающих) проводах. Поясню. Допустим ситуацию: первым в силу каких-то причин сработал отдельный автомат в нулевом проводе. Вы думаете, что напряжения нет и лезете «заодно» посмотреть розетку, до которой всё никак не доходили руки. Вот тут вас и ударит током. Поэтому в случае, если ставится автомат в нулевую жилу, он обязательно должен быть двойным (в него подключается фаза и ноль) для однофазного напряжения, и на четыре модуля, если напряжение трехфазное. В заземляющий провод НИКОГДА не устанавливается никаких видов защиты. Это связано с тем, что все металлические корпуса приборов всегда должны быть заземлены.

Устройство

Предохранитель стеклянный (керамический).

Существует невообразимое количество видов и размеров, но все их характеризует одно — внутри них находится провод (в больших специальная пластина), который перегорает, если превысить допустимый ток или устроить короткое замыкание. Несмотря на основное неудобство (в случае перегорания их требуется менять) самое большое достоинство заключается в том, что предохранители ВСЕГДА разорвут цепь, если правильно подобран номинал. Для всех защитных устройств есть такое понятие, как время-токовая характеристика. Она показывает как долго будет отключаться предохраняющее устройство при токах близких к номинальным. Плавкие предохранители относятся к самому точному срабатыванию по току нагрузки. Например при превышении тока на 1-2% срабатывание может произойти уже через 10-30 секунд.

Пробки электрические автоматические.

Пришли на смену пробкам с плавкими предохранителями и явились прототипом современных автоматов. В ней предусмотрено два вида защиты: электромеханическая и тепловая. К ним мы вернемся чуть позже. Устанавливается вместо пробок с плавким предохранителем без каких либо доработок. Главное — правильно подобрать номинал

Модульный автоматический выключатель.

Автоматический выключатель или более привычное название — автомат. Как я писал это более усовершенствованный вариант автоматических пробок. Существует невообразимое количество модификаций и спецификаций автоматов. В зависимости от моделей можно регулировать время срабатывания, дополнять различными автоматическими устройствами, позволяющими включать, выключать, сигнализировать положение автомата и на основе этого делать оповещающие элементы и пр. Поскольку это наиболее совершенный из распространенных вариантов вид защиты, остановимся на нем подробнее.

Характеристики автоматических выключателей.

Наверняка вы замечали что перед цифрой номинала стоит буква B, C или D. Так характеристика срабатывания автомата в режиме короткого замыкания. Например лампочка почти не создает пускового тока. Но электродвигатели, особенно мощные и с нагрузкой на валу могут создавать пусковой ток в разы (3-8) больше, чем ток, который создается после выхода двигателя на рабочий режим, а процесс запуска может растягиваться на довольно длительное время. Из-за этого становится проблемным применение плавких предохранителей. Они попросту сгорают за время разгона двигателя. В связи с этим приходится повышать их номинал, что уже не удовлетворяет требованиям защиты. С автоматами от такой проблемы избавились, сделав градацию по току короткого замыкания: В — 3-5 Iном (например, если автомат 16 ампер, то мгновенное отключение произойдет в диапазоне 48-80 ампер), С — 5-10 Iном и D — 10-20 Iном. Для квартир вполне подойдет автомат с буквой В, даже предпочтительнее, чтобы был именно такой буквы. В квартирах нет устройств, способных создать 3-5 кратную перегрузку, а в случае короткого замыкания такой автомат отключится быстрее.

Маркировка автоматических выключателей

Рассмотрим другие обозначения бытовых автоматов (промышленные рассматривать не будем, поскольку это очень обширная тема). Мы увидим надпись 230/400 В. Это означает, что автомат можно применять как в сетях 230 вольт, так и в сетях 400 вольт (220/380 это устаревшие значения). Значок «~» указывает что автомат рассчитан на работу в сетях переменного напряжения (поэтому применять в сетях постоянного его не рекомендуется, хотя в некоторых случаях это возможно). В правой части видим небольшую схему. Она показывает, какие типы защиты предусмотрены в автомате: тепловая, электромагнитная и дугогасительная камера. Еще при выборе автомата нужно обратить на такой момент, как защитные шторки на клеммах — основное назначение заключается в том, что их можно опломбировать.

Схема автоматического выключателя

Ну а теперь можно приступить к устройству автомата и рассмотреть каждый тип защиты по отдельности.

Электромагнитный расцепитель

Выполнен в виде электромагнитной катушки. При протекании токов свыше 3-кратного (и более в зависимости от характеристики) сердечник катушки втягивается и приводит в действие механизм расцепления. Редко, но все же иногда слышно небольшой жужжащий звук в автоматах — его как раз создает катушка, когда сердечник начинает «дрожать». Нельзя сказать, что это нормальное явление, однако на работоспособность это не влияет.

Тепловой расцепитель.

Вот здесь следует немного остановиться. Это биметаллическая пластина (пластина из двух металлов с разным коэффициентом линейного расширения). Когда по ней протекает ток близкий к номинальному значению, пластина начинает нагреваться. За счет того, что один металл при этом расширяется сильнее другого, пластина деформируется (изгибается) и как только достигнет критической точки приводит в действие механизм расцепления. Почему нужно остановиться. В интернете бушуют споры, что автоматы нужно брать на порядок меньше (вместо 16 ампер на 10 ампер). А связано это с тем, что при токе 1,13-1,45 Iном автомат может проработать от вечности до нескольких часов. Помните, я говорил про время-токовую характеристику? Следовательно, если автомат на 16 ампер, то отключится он при токе 18,08-23,2 ампера. Дело в том, что линейный ряд автоматов по номиналу подобран по сечению проводов. То есть, проводу сечением 1,5 мм² соответствует автомат на 16 ампер (вернее это максимальный номинал автомата, который можно установить на такой провод). В то же время, максимальный длительный ток для такого кабеля в зависимости от условий прокладки и количества жил в кабеле от 15 до 23 ампер. Максимальный длительный ток определяет значение, при превышении которого начнется усиленное старение изоляции провода и, возможно, расплавление изоляции и короткое замыкание. Поэтому к выбору автомата нужно отнестись ответственно, а еще лучше доверить эту работу специалисту. Итак, при токе близком к номинальному автомат может проработать очень длительное время. Время срабатывания и вообще срабатывание может определяться также и температурой окружающей среды. Чем она выше, тем быстрее и чаще будет срабатывать автомат при токах близких к номинальным. Обычно за то время, пока вы дойдете до автомата и снова его взведете проходит достаточно времени, чтобы пластина разблокировала механизм расцепления, в противном случае нужно подождать минуту-две и включить автомат. После срабатывания электромагнитной защиты автомат можно взводить сразу.

Дугогасительная камера.

Её назначение можно понять из названия. В момент размыкания (особенно при срабатывании от короткого замыкания) возникает дуга и если ее быстро не погасить, она может выжечь контакты и сделать много вредных вещей в автомате, после которых его придется менять. Дугогасительная камера выполнена в виде набора металлических пластин, в которые затягивается дуга, делится на секторы, охлаждается и за счет этого гасится.

Регулировочный винт.

Его лучше не трогать. С помощью этого винта увеличивается или уменьшается предел срабатывания биметаллической пластины. Калибруется он на заводе и бездумная регулировка может привести к плачевному результату.

Постоянно на просторах интернета и в личных разговорах задаются вопросы. Я отвечу на самые распространенные:

можно ли поставить автомат вверх ногами?

  • Нежелательно, но никаких критичных последствий не возникнет. Есть правило, по которому положение «включено» — вверх, а «выключено» вниз. При неправильной установке автомата может появиться ошибка, которая называется — человеческий фактор — вроде автомат выключен, а на самом деле он стоит вверх ногами…

можно ли подать питание снизу?

  • Можно, но делать это крайне не рекомендуется. Уж лучше тогда перевернуть автомат. Верхний контакт неподвижен. В случае повреждения подвижной части в любом случае произойдет размыкание контактов. Если на них будет подано напряжение, то может произойти все, что угодно. Поэтому и НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендуют подавать фазу на верхнюю клемму. В общем, лучше этого избегать.

Нужно ли как-то оконцовывать многопроволочную (мягкие провода) жилу перед тем, как зажимать ее в клемме?

  • Желательно это делать всегда, но существуют автоматы у которых клемма выполнена под зажим многопроволочного провода, тогда можно не делать никаких манипуляций с ним.

Можно ли заводить несколько проводов в одну клемму?

  • Да, можно, но при этом желательно, чтобы однопроволочные жилы были одинакового сечения. Если сечения разные, желательно их обжать прессом в один наконечник. В домашних условиях без специального инструмента предпочтительнее соединить провода посредством сжима У731М (или любого другого типоразмера), которые часто называют «орехи» и затем отдельным проводом завести в автомат. Несколько жил мягкого провода можно просто аккуратно скрутить и завести в клемму, но более предпочтительно применить «орех».

Почему в жару начинают срабатывать автоматы?

  • Наиболее вероятно, что нагрузка на автомате близка к номинальной. При нормальной температуре биметаллическая пластина успевает отдавать тепло в окружающую среду. В данном случае нужно посмотреть, что именно создает нагрузку, возможно ли распределить нагрузку или возможно ли увеличить номинал автомата.

На этом пожалуй, всё.

С наилучшими пожеланиями, Я!

Памятка

Начнем с реле.

K1 – Реле, которое включает очиститель фар

К2 – Реле указателей поворота, а также аварийной сигнализации

К3 – Реле дворников

К4 – Реле, которое определяет исправность ламп стоп-сигналов, а также габаритных огней

К5 – Реле активации стеклоподъемников

К6 – Реле звукового сигнала

К7 – Реле, замыкающее цепь обогрева заднего стекла

К8 – Реле включения дальнего света фар

К9 – Реле активации ближнего света фар

Все устройства, обозначающиеся буквой F – это предохранители. Ниже будет приведена расшифровка обозначений для каждого предохранителя.

F1 — номинальный ток вставки 10 А — лампы противотуманных огней, а также их сигнализатор.

F2 — ток 10 — все, что связано с аварийной сигнализацией, а также указателями поворотов.

F3 — ток 7,5 — плафоны освещения в салоне, багажнике, цепи бортового компьютера, подсветки зажигания и лампочек торможения, сигнальной лампочки «Check engine».

F4 — ток 20 — патрон подключения переносной лампы, а также обогрев заднего стекла.

F5 — ток 20 — звуковой сигнал и вентилятор системы охлаждения.

F6 — ток 30 — это цепь электростеклоподъемников и их переключатели с контактами.

F7 — ток 30 — защитное устройство трех электроагрегатов — отопителя, омывателя лобового стекла и очистителя фар. Кроме того, здесь же прикуриватель, освещение «бардачка» и обмотка переключателя обогрева остекления двери багажника.

F8 — ток 7,5 — это защита лампочки правой противотумки, расположенной впереди.

F9 — ток 7,5 — это защита лампочки левой противотуманки расположенной впереди.

F10 — ток 7,5 — защищает лампочки габаритов с левой стороны, госномера, подкапотного света, подсветки приборной доски и выключателей с рычагами отопления, а также сигнальной лампочки габаритов.

F11 — ток 7,5 — предохраняет лампочки габаритов правой стороны.

F12 — ток 7,5 — защитное устройство правой лампочки фары ближнего света.

F13 — ток 7,5 — защитное устройство левой лампочки фары ближнего света.

F14 — ток 7,5 — защищает левую фару дальнего света и сигнальную синюю лампочку включения дальнего света.

F15 — ток 7,5 — защищает правую фару дальнего света.

F16 — соответственно, 15 — предохраняет лампочки и переключатель-прерыватель поворотов и «аварийки», белую лампочку заднего хода, питание блока приборов, маршрутного компьютера, обмотку генератора (при запуске), лампочки сигнализирующие малое давление масла, тормозной жидкости и стояночного тормоза, разряд аккумуляторной батареи.

Все остальные предохранители выполняют запасную функцию и используются в случае выход из строя одного из основных . Кроме того в монтажном блоке имеется специальный инструмент, который позволяет достать реле или неисправный предохранитель, так как сделать это руками или пальцами очень проблематично. Под шифровкой X11 обозначается разъем подключения жгута проводов.

Стоит отметить, что в некоторых моделях «Самар», монтажный блок установлен прямо в салоне за торпедой автомобиля. Если вы не нашли его под капотом, имеет смысл найти специальную заглушку на корпусе панели.

Как видите, все довольно просто. Самое главное – сохранить себе эти обозначения и в случае неисправности, быстро найти предохранитель этой цепи. Желаем вам удачи на дорогах!

07.06.2012

Иногда автолюбителю приходиться сталкиваться с тем, что перестаёт работать то или иное электрооборудование автомобиля. Причиной часто может быть обычное перегорание предохранителя. Для быстрой замены неисправного предохранителя нужно знать, где они находятся, как они выглядят, «вычислить» неисправные и правильно заменить их.

>Где находятся предохранители?

Ни в одном автомобиле предохранители не разбросаны по кузову, а находятся в определенном месте, в блоке предохранителей.

Как проверить предохранитель?

Монтажный блок нового образцаВАЗ-2113, 2114, 2115.
Расположение предохранителей и реле.

Описание реле:
К1–реле включения очистителей фар;
К2–реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
К3–реле стеклоочистителя ветрового окна;
К4–реле контроля исправности ламп;
К5–реле включения стеклоподъемников;
К6–реле включения звуковых сигналов;
К7–реле включения электрообогрева заднего стекла;
К8–реле включения дальнего света фар;
К9–реле включения ближнего света фар;
F1–F20–плавкие предохранители;
Х11 – выводы колодки жгута проводов

Таблица цепей, защищенных плавкими предохранителями на ваз 2114

Номер предох- ранителя Сила тока, А Цепи, которые защищает предохранитель
F1 20 Реле включения задних противотуманных фонарей.Лампы задних противотуманных фонарей.Сигнализатор включения задних противотуманных фонарей
F2 10 Указатели поворота, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации) Контрольная лампа аварийной сигнализации
F3 7.5 Передний плафон освещения салона. Центральный плафон освещения салона. Плафон освещения багажного отделения. Лампа подсветки выключателя зажигания Лампа контроля системы управления двигателем. Лампы сигналов торможения. Маршрутный компьютер (если установлен)
F4 20 Патрон подключения переносной лампы. Реле включения обогрева заднего стекла (контакты). Элемент обогрева заднего стекла
F5 20 Звуковой сигнал. Реле включения звукового сигнала. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения. Предохранитель вентилятора.
F6 30 Электростеклоподъемники. Реле включения электростеклоподъемников (контакты)
F7 30 Электродвигатель отопителя. Предохранитель печки ваз 2114, ваз 2115. Электродвигатель омывателя ветрового стекла. Электродвигатели очистителей фар (в режиме работы) Предохранитель прикуривателя. Лампа освещения вещевого ящика. Реле включения обогрева заднего стекла (обмотка)
F8 7.5 Предохранитель на противотуманки ваз 2114, 2115 — Правая противотуманная фара
F9 7.5 Предохранитель на противотуманки ваз 2114, 2115 — Левая противотуманная фара
F10 7.5 Лампы габаритного света по левому борту. Лампа сигнализатора включения габаритного света. Лампы освещения номерного знака. Подкапотная лампа Выключатель освещения приборов. Предохранитель лампы подсветки выключателей, приборов, прикуривателя, пепельницы, рычагов управления отопителем
F11 7,5 Лампы габаритного света по правому борту
F12 7,5 Правая фара (ближний сеет)
F13 7,5 Левая фара (ближний свет)
F14 7,5 Левая фара (дальний свет). Лампа сигнализатора включения дальнего света фар
F15 7,5 Правая фара (дальний свет)
F16 15 Указатели поворота, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота). Лампы света заднего хода. Реле контроля исправности ламп. Блок индикации бортовой системы контроля. Комбинация приборов. Лампа сигнализатора недостаточного давления масла. Лампа сигнализатора включения стояночного тормоза (предохранитель стоп сигналов). Лампа сигнализатора уровня тормозной жидкости. Лампа сигнализатора разряда аккумуляторной батареи. Маршрутный компьютер (если установлен). Обмотка возбуждения генератора (в режиме пуска двигателя). Стеклоочиститель передний. Управление обогревом сидений.

Схема монтажного блока ВАЗ-2113, 2114, 2115 Вариант №1.

Описание реле:
К1-реле включения очистителей фар;
К2-реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
К3-реле стеклоочистителя ветрового окна;
К4-реле контроля исправности ламп;
К5-реле включения стеклоподъемников;
К6-реле включения звуковых сигналов;
К7-реле включения электрообогрева заднего стекла;
К8-реле включения дальнего света фар;
К9-реле включения ближнего света фар;

Схема монтажного блока ВАЗ-2113, 2114, 2115 Вариант №2.

Дата добавления: 14.07.2014

Ни для кого не секрет, что блок предохранителей ВАЗ 2114 является основным компонентом системы проводки транспортного средства. Это устройство обладает определенной схемой и позволяет защитить всевозможные приборы систем авто, такие как прикуриватель, печку, бензонасос и прочие от неисправностей и перенапряжения. В этой статье мы ознакомим вас с основной информацией касательно места расположения и замены компонентов.

Где находится?

Включение реле или предохранителя прикуривателя, бензонасоса или печки осуществляется одновременно с прибором, который он защищает. В том случае, в проводке произошел скачок напряжения, вы услышите, как щелкнули плавкие предохранители (далее — ПП) или моргнула подсветка, вся нагрузка ляжет именно на реле.

В большинстве отечественных автомобилей, в том числе в ВАЗ 2114 используется однопроводная система цепи, которая применяется в большинстве транспортных средств. За любой прибор, подключенный к блоку, отвечает свой предохранитель, назначение которого заключается в его защите. Таким образом, транспортное средство защищается от потенциального перегрева цепи и, как следствие – возможного пожара.

Но не все приборы, в отличие от бензонасоса, прикуривателя или печки, подключаются к монтажному блоку. Иногда дополнительные устройства подключаются напрямую к аккумулятору. Так что если вы столкнулись с проблемой неработающего оборудования, в соответствии с электросхемой необходимо удостовериться в том, что проблема действительно заключается в вышедшем из строя предохранителе. Так что со схемой в любом случае ознакомиться надо.

Теперь что касается расположения устройства. Сам блок в автомобиле ВАЗ 2114 инжектор расположен в моторном отсеке, напротив панели приборов. Чтобы добраться до него, панель приборов снимать не обязательно, достаточно открыть капот и посмотреть под лобовое стекло со стороны водителя. Прямо напротив панели приборов вы увидите черный блок, скрытый пластиковой крышкой.

Осуществив демонтаж накладки, вы сможете увидеть блок, где находится несколько десятков предохранителей и самих реле. В соответствии с электросхемой, нанесенной на крышке, каждый элемент отвечает за работу того или иного оборудования. Более подробно схема рассмотрена ниже.

Обозначение Функция
К1 Если авто оснащено системой промывки фар, то это резе отвечает за ее работу.
К2 За работу поворотников или аварийного сигнала.
К3 За электродвигатель системы очистки лобового стекла.
К5 Если авто оборудовано электростеклоподъемниками, то это реле обеспечивает их функциональность.
К6 Выход из строя этого компонента станет причиной неработающего клаксона.
К7 Отвечает за функционирование системы обогрева заднего стекла.
К8 и К9 Оба элемента обеспечивают работоспособность фонарей дальнего и ближнего света.

Также БП оснащены реле, отвечающим за работу ламп подсветки панели приборов. Если лампа не горит, это может быть связано с ПП. Обозначение всех компонентов соответствует схеме. Более подробное назначение предохранителей и реле, обеспечивающих функциональность прикуривателя, печки, бензонасоса, центрального замка и других устройств описано в таблице ниже.

Предохранитель № Амперы За что отвечает:
F1 10 Задние противотуманки
F2 10 Поворотники и аварийная сигнализация
F3 7.5 Освещение салона
F4 20 Обогрев заднего стекла
Плафон освещения подкапотного пространства
F5 20 Звуковой сигнал
Вентилятор радиатора
F6 30 Электростеклоподъемники
F7 30 Омыватель лобового стекла
Прикуриватель
F8 7.5 Правая противотуманная фара
F9 7.5 Левая противотуманная фара
F10 7.5 Габариты
Подкапотная лампа
Освещение номера
Освещение приборов
F11 7.5 Габарит правой стороны автомобиля
F12 7.5 Правая фара ближнего света
F13 7.5 Левая фара ближнего света
F14 7.5 Правая фара дальний
F15 7.5 Левая фара дальний
F16 15 Лампы на приборной панели
F17 Резервный
F18 Резервный
F19 Резервный
F20 Резервный

Если в вашем авто перестал работать прикуриватель, печка, бензонасос, центральный замок или другое оборудование, то в соответствии со схемой в первую очередь надо проверить работоспособность реле и предохранителей. Расположение элементов вам уже известно, приступим к процессу замены. Итак, как правильно снять ПП из коробки и произвести замену?

  1. В первую очередь необходимо открыть капот и получить доступ к месту установки БП. Он расположен прямо перед водительским сиденьем. Поскольку любая работа по замене предохранителя прикуривателя, печки или бензонасоса должна осуществляться на выключенном аккумуляторе, клемму нужно заранее сбросить.
  2. Фиксаторы установки накладки следует поддеть, саму крышку после этого – снять.
  3. В соответствии со схемой определите место расположения вышедшего из строя ПП. Если элемент выгорел, на нем вы увидите обгоревшую плавкую нить, но это далеко не показатель, иногда деталь с виду целая, но по факту является не рабочей. Иногда причиной того, что не горит подсветка или не работает печка, является загрязнившееся посадочное гнездо или ржавчина в месте контакта. Иногда это является ощутимым препятствием для передачи напряжения между предохранителем и остальной цепью. Если проблема действительно заключается в этом, то замену ПП осуществлять не имеет смысла – необходимо произвести зачистку контактов и гнезда.
  4. Далее, если все же нужно произвести замену, используйте специальный пинцет, расположенный в корпусе монтажного блока. При помощи пинцета следует извлечь предохранитель, отвечающий за работоспособность того или иного устройства. При поломке реле компонент необходимо извлечь, потянув на себя и одновременно шатая из стороны в сторону.
  5. Для замены реле или предохранитель демонтируются и меняются на рабочие. Уделяйте внимание тому, чтобы деталь соответствовала номеру, который на ней отмечен. К примеру, если на сломавшемся элементе отмечено 15 Ампер, то именно таким номиналом должна обладать новая деталь.

После этого вам останется только закрыть пластмассовую крышку блока и еще раз проверить, как работает устройство. В том случае, если проблема заключалась действительно в поломке реле, то замена поможет все решить. Если у вас не горит панель приборов, а замена реле не помогла решить проблему, то необходимо прозванивать проводку.

Бортовая сеть автомобиля включает целый ряд электрических цепей. Они обеспечивают бесперебойную работу электрооборудования машины. Для защиты этих цепей от перегрузок, возникающих вследствие и скачков напряжения, служат предохранители. О них мы и поговорим в этой статье, взяв для примера автомобиль ВАЗ-2115.

Где находятся предохранители на ВАЗ-2115

Важным моментом является знание расположения элементов защиты. Столкнувшись с неисправностью какого-либо электроприбора, некоторые автовладельцы не знают, куда даже заглянуть, хотя в «пятнадцатых» все проще простого.

В «Самарах» второй серии, к семейству которых относится ВАЗ-2115, предохранители расположены в двух монтажных блоках. Первый (основной) находится в моторном отсеке автомобиля слева под ветровым стеклом.

Он состоит из:

  • пластикового корпуса;
  • электрической платы с разъемами;
  • элементов защиты.

Корпус защищает монтажный блок предохранителей ВАЗ-2115 от влаги, грязи и пыли. Плата имеет специальные разъемы под каждый элемент защиты, и предназначена для соединения их с бортовой цепью машины. Подключение осуществляется через соответствующие жгуты проводов.

Основной ВАЗ-2115 включает не только плавкие вставки. Там располагаются и реле, включающие определенные цепи.

Дополнительный отсек находится в салоне автомобиля под бардачком. В нем расположены устройства защиты основных цепей, отвечающих за работу силового агрегата.

Как определить неисправность предохранителя

При выявлении неисправности какого-либо электроприбора диагностику лучше всего начинать именно с предохранителя. Это самое слабое звено цепи. К тому же проверить защитный элемент проще всего.

Итак, если в вашей «пятнадцатой», например, перестал работать звуковой сигнал, не спешите разбирать рулевое колесо или само устройство. Поднимите капот, найдите основной монтажный блок и откройте его. Далее отыщите соответствующий предохранитель. Для удобства воспользуйтесь схемой блока, изображенной на его крышке. С ее помощью можно не только понять, какой и где предохранитель ВАЗ-2115 расположен, но и узнать его обозначение. В нашем случае это F5.

Перед тем как проверить нужный защитный элемент, его необходимо изъять из платы. Для этого в монтажном блоке есть специальный пинцет. С его помощью извлеките предохранитель из посадочного места и осмотрите его, а также контакты на плате.

Проверяют предохранители при помощи обычного автотестера или мультиметра путем его «прозвона». Перегоревший элемент восстановлению не подлежит. Его необходимо только заменить на аналогичный с таким же расчетным током.

По окончании работ проверьте, работает ли звуковой сигнал, вентилятор радиатора, а также не забудьте закрыть крышку отсека с предохранителями.

Замена монтажного блока

Случаются проблемы и с разъемами монтажного блока, а также с самой его платой. Определить такие неисправности достаточно сложно. Признаком такой проблемы является отказ от работы сразу нескольких электрических приборов. При этом и они, и реле, и предохранители, отвечающие за их работоспособность, исправны.

Отремонтировать разъемы возможно, только если причина заключается в окислении их контактов. Повреждение дорожек платы также можно попытаться устранить, однако проще заменить неисправный блок на новый. Тем более что стоит он не так и дорого — в пределах 2000 рублей.

Для замены монтажного блока потребуется только на 10. Порядок замены следующий.

  1. Поднимаем капот, отключаем от аккумулятора «минусовую» клемму.
  2. Открываем крышку монтажного блока и откручиваем две гайки, фиксирующие его корпус.
  3. Отсоединяем девятиконтактный разъем.
  4. Снимаем корпус блока вместе с платой.
  5. Отсоединяем остальные разъемы.
  6. Установку нового блока производим в обратном порядке.

При монтаже может возникнуть единственная сложность — некоторые жгуты проводов очень короткие, поэтому чтобы подсоединить их потребуется некоторая сноровка.

Чтобы в вашем ВАЗ-2115 предохранители служили дольше, а выход из строя какого-нибудь из них не застал вас врасплох, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Не реже одного раза в квартал проверяйте состояние монтажного блока, его платы и элементов защиты, установленных в нем. Не допускайте попадания внутрь влаги и грязи. При необходимости позаботьтесь о его дополнительной защите.
  2. При прохождении технического обслуживания просите автоэлектрика проверить показатели бортовой сети машины. В случае их отклонения от нормы позаботьтесь о ремонте машины.
  3. Не перегружайте бортовую сеть автомобиля. Не используйте электроприборы, потребляющие большой ток.
  4. Ни в коем случае не применяйте вместо предохранителей самодельные «жучки». Это может стать причиной не только короткого замыкания, но и возгорания машины.
  5. Возите с собой запасной набор предохранителей. Стоит он 150-200 рублей, места практически не занимает, а выручить в нужный момент может.

Электрический предохранитель

Обозначение плавких предохранителей на принципиальных электрических схемах в разных стандартах оформления конструкторской документации. У этого термина существуют и другие значения, см. Предохранитель.

Предохранитель — коммутационный электрический аппарат, предназначенный для отключения защищаемой цепи размыканием или разрушением специально предусмотренных для этого токоведущих частей под действием тока, превышающего определённое значение.

Предохранитель включается последовательно с потребителем электрического тока и разрывает цепь тока при превышении им номинального тока, — тока, на который рассчитан предохранитель.

По принципу действия при разрыве тока в защищаемой цепи предохранители разделяются на четыре класса — плавкие, электромеханические, электронные и использующие нелинейные обратимые свойства по изменению сопротивления после воздействия сверхтока у некоторых проводящих полупроводниковых материалов (самовосстанавливающиеся предохранители).

В плавких предохранителях при превышении тока свыше номинального происходит разрушение токопроводящего элемента предохранителя (расплавление, испарение), традиционно этот процесс называют «перегоранием» или «сгоранием» предохранителя.

Автоматический выключатель защиты сети снабжён датчиками протекающего тока (электромагнитными и/или тепловыми), при превышении тока сверх номинального, разрывают цепь размыканием контактов, обычно, движение контактов на размыкание производится посредством предварительно взведённой пружины.

В электронных предохранителях защищаемую цепь разрывают бесконтактные ключи.

В самовосстанавливающихся предохранителях, при превышении тока, на несколько порядков увеличивается удельное электрическое сопротивление полупроводникового материала токопроводящего элемента предохранителя, что снижает ток цепи, после снятия тока и их охлаждения восстанавливают своё сопротивление.

Под термином электрический предохранитель или, обычно, предохранитель, подразумевается наиболее часто используемый и дешёвый плавкий предохранитель.

Предохранители повсеместно используются для защиты любого электрооборудования, например, для исключения перегрева проводов бытовой электрической сети в случае коротких замыканий.

Отсутствие предохранителей или неграмотное их применение может привести к пожару.

Предохранители на принципиальных электрических схемах обозначаются аббревиатурой «FU» (международное обозначение, от англ. to fuse — плавить) или «Пр» (графическое изображение в советских и российских стандартах по ЕСКД совпадает с IEEE/ANSI, второй вариант на рисунке). В компьютерном тексте используется символ ⏛ (номер в Юникоде U+23DB, HTML-код ⏛)

Плавкие предохранители

Основная статья: Плавкий предохранитель

Принципы работы плавкого предохранителя

В плавких предохранителях в качестве разрушаемого экстратоками токопроводящего элемента применяются чистые металлы (медь, цинк, свинец, железо и др.) и некоторые сплавы — (ковар, сталь, др.).

Все чистые металлы и практически все металлические сплавы имеют положительный коэффициент термического сопротивления, то есть при повышении температуры сопротивление плавкого элемента увеличивается. Именно положительный температурный коэффициент сопротивления обуславливает защитные свойства плавкого предохранителя. При токах, ниже защитного номинального тока, тепло, выделяемое в плавком элементе, стационарно рассеивается в окружающую среду. При этом температура плавкого элемента устанавливается немного выше температуры среды. При токах, свыше номинального тока, в плавком элементе развивается тепловая неустойчивость — повышение температуры ведёт к увеличению активного сопротивления плавкого элемента, что вызывает ещё больший разогрев его, так как мощность на ветви в последовательной электрической цепи есть I 2 ⋅ R . {\displaystyle I^{2}\cdot R.} Повышение сопротивления ведёт к увеличению тепловыделения, тепловыделение повышает температуру увеличивает сопротивление и тем самым выделяющуюся мощность, что снова увеличивает температуру. При этом процесс развивается лавинообразно — температура плавкого элемента начинает превышать температуру его плавления что вызывает механическое разрушение плавкого элемента предохранителя и разрыв электрической цепи.

Также важным электрическим параметром плавкого предохранителя, помимо номинального тока, является так называемый параметр защиты, определяемый по время-токовой характеристике.

Экспериментально установлено, что область токов, вызывающих «сгорание» плавкого предохранителя лежит выше линии на графике в декартовых координатах ток — время срабатывания (сгорания, разрыва цепи), уравнение этой линии приближённо удовлетворяет условию:

I 2 ⋅ t = k {\displaystyle I^{2}\cdot t=k} где I {\displaystyle I} — ток, t {\displaystyle t} — время сгорания, k {\displaystyle k} — параметр, имеет размерность А2·с, в широком диапазоне изменения токов постоянен.

Таким образом, чем больше ток, тем ниже время «сгорания» плавкого предохранителя. Параметр k {\displaystyle k} часто называют «защитным фактором» или «параметром защиты». Приведённое уравнение не выполняется при очень больших токах, так как разлёт и деионизация плазмы в электрической дуге испарившегося защитного плавкого элемента занимает конечное время. Также, при малых токах, ниже номинального защитного тока время «сгорания» бесконечно.

В профессиональных спецификациях на предохранители параметр k {\displaystyle k} обычно явно указывается.

Конструкции плавких предохранителей и их держатели

Основными элементами предохранителя являются: плавкая вставка (плавкий элемент), корпус, в который устанавливается плавкая вставка и которая может заменяться при перегорании (у предохранителей на малые токи плавкая вставка не сменная, конструкция является одноразовой и при срабатывании производится замена целиком предохранителя в держателе), контактная часть, дугогасительное устройство и дугогасительная среда.

Плавкая вставка внутри патрона помещается в специальную дугогасящую среду (например, кварцевый песок), которая при сгорании плавкой вставки интенсивно охлаждает и деионизирует электрическую дугу, не давая выйти плазме наружу через корпус. У некоторых типов предохранителей корпус изготавлиавается из газогенерирующего материала (например, фибры), под тепловым действии дуги происходит интенсивное газовыделение, образующиеся газы способствуют гашению дуги внутри корпуса.

В предохранителях на малые токи плавкие вставки могут иногда помещаются в среду инертных газов в герметичном корпусе (для исключения окисления плавкой вставки со временем: находящаяся под током плавкая вставка нагревается и интенсивнее происходит процесс окисления).

Предохранители для защиты полупроводниковых приборов (быстродействующие) имеют дополнительные элементы конструкции для ускорения срабатывания: при этом разрыв электрической цепи внутри предохранителя производится электродинамическими силами и натянутыми пружинами. Ускорение срабатывания предохранителя производится также с использованием металлургического эффекта.

Различается номинальный ток плавкой вставки и номинальный ток патрона (для одного патрона выпускаются несколько номиналов вставок одинакового габарита и на разный ток).

Разновидности предохранителей

Различные бытовые предохранители в керамическом корпусе.

Разрушающийся защитный элемент плавкого предохранителя или некоторую сменную конструкцию с этим элементом обычно называют вставкой. Сменная вставка заменяется на новую после её сгорания.

Для защиты электрических цепей устройствами неоднократной защиты, экономически целесообразно применять автоматические выключатели — восстанавливающие электрическую цепь манипуляцией (автоматические выключатели).

В слаботочных низковольтных цепях применяются самовосстанавливающиеся предохранители.

Одноразовые предохранители

Используемые на яхте плавкие предохранители (DIN 43560)Плавкий предохранитель для маломощных приборов

В электрической цепи плавкий предохранитель является слабым участком электрической цепи, сгорающим при превышении силой тока относительно номинального, тем самым разрывая цепь, и, предотвращая последующее развитие аварии. По типам плавкие предохранители классифицируются на следующие типы:

  • слаботочные вставки (для защиты электроприборов с невысоким потреблением — до 6 А);
    • 3х15 (первое число означает внешний диаметр в мм, второе — длину вставки в мм);
    • 4х15 типа ВП-1;
    • 5×20 типа ВП-2;
    • 6×32 типа ПК-30, ПЦ-30;
    • 7х15;
    • 10х30;
  • вилочные (для защиты электрических цепей автомобилей);
    • миниатюрные;
    • обычные вилочные;
  • пробковые (применяются в электросетях жилых домов с номинальным током до 63 А);
    • DIAZED (самые распространённые в СССР);
    • NEOZED;
  • ножевые (до 1250 А);
    • типоразмер 000 (до 100 А);
    • типоразмер 00 (до 160 А);
    • типоразмер 0 (до 250 А);
    • типоразмер 1 (до 355 А);
    • типоразмер 2 (до 500 А);
    • типоразмер 3 (до 800 А);
    • типоразмер 4а (до 1250 А);
  • с заполнением кварцевым песком;
  • газогенерирующие.

Также плавкие предохранители различаются по время-токовым характеристикам срабатывания при превышении номинального тока.

Из-за инертности срабатывания плавких предохранителей в профессионально спроектированных сетях они довольно часто используются в качестве селективной защиты и продублированы автоматическими выключателями. Селективности между самими плавкими вставками добиваются соотношением 1:1,6. Время-токовая характеристика плавких предохранителей устанавливается зависимостью соответственно подбором параметра I 2 ⋅ t {\displaystyle I^{2}\cdot t} ; ПУЭ регламентируют защиту воздушных проводящих линий таким образом, чтобы предохранитель срабатывал не более чем за 15 секунд (ток короткого замыкания в конце линии должен быть равен трём номинальным токам предохранителя). Существенной величиной является время, за которое происходит разрушение проводника при превышении установленного тока. С целью уменьшения этого времени некоторые плавкие предохранители содержат пружину предварительного натяжения. Эта пружина также быстро разводит концы разрушенной плавкой вставки, сокращая время горения дуги.

Конструкция плавкого предохранителя

40-амперные предохранители с характеристикой срабатывания «gG», равносильные советской характеристике «ППН».

  • плавкая вставка — элемент содержащий разрывную часть электрической цепи (например проволоку, перегорающую при превышении определённого уровня тока);
  • механизм крепления плавкой вставки к контактам, обеспечивающим включение предохранителя в электрическую цепь и монтаж предохранителя в целом.

Исполнительный механизм плавкого предохранителя

Плавкие вставки (в керамическом корпусе) предохранителя Разъединитель предохранителей для монтажа на DIN-рейку

Плавкая вставка предохранителя обычно представляет собой стеклянную или фарфоровую оболочку, на торцах которой расположены контакты. Определённой силе тока срабатывания соответствует определённое поперечное сечение проводника. Если сила тока в цепи превысит максимально допустимое значение, то легкоплавкий проводник перегревается и расплавляется, защищая цепь со всеми её элементами от перегрева и возможного возгорания.

Плавкие вставки используемых в домашнем хозяйстве пробковых предохранителей имеют следующую маркировку (DIN 18015-1):

Сила тока Цвет чеки Максимальная мощность (сеть 220 В)
Зелёный 1200 Ватт
10А Красный 2000 Ватт
16А Серый 3200 Ватт
20А Синий 4000 Ватт
26А Жёлтый 5200 Ватт

В сильноточных цепях наибольшее распространение получили предохранители с заполнением кварцевым песком «кварцевые предохранители» и газогенерирующие предохранители.

В кварцевых предохранителях (типа ПК) корпус заполнен кварцевым песком, и дуга гасится путём удлинения, дробления и соприкосновения с твердым диэлектриком.

В газогенерирующих предохранителях для гашения дуги используются твердые газогенерирующие материалы (фибра, винипласт и др.). Газогенерирующие предохранители выполняются с выхлопом и без выхлопа газа из корпуса при срабатывании. Предохранители с выхлопом газа из патрона называют также стреляющими (например, ПСН—10 и ПС—35), поскольку срабатывание их сопровождается громким звуком, похожим на оружейный выстрел. Предохранители напряжением свыше 1 кВ выполняются как для внутренней, так и для наружной установки.

Защита в лампах накаливания

Лампы накаливания снабжают плавкими предохранителями для предотвращения перегрузки питающей цепи в случае возникновения электрической дуги в момент перегорания тела накаливания лампы. Предохранителем в лампе служит участок одного из вводных проводников, расположенных в ножке лампы вне герметизированной колбы. Этот участок имеет меньшее сечение по сравнению с другим выводом; в лампах с прозрачной колбой его можно заметить, рассматривая ножку лампы. Для 220-вольтовых бытовых ламп предохранитель обычно рассчитан на ток 7 А.

Автоматический предохранитель

Основная статья: Автоматический выключательУстройство автоматического предохранителя
1 — тумблерный вкл/выключатель;
2 — механический привод;
3 — контактная система;
4 — разъёмы (2 шт);
5 — тепловой расцепитель;
6 — винт настройки тока срабатывания;
7 — электромагнитный расцепитель;
8 — дугогасительная камера.

Автоматический предохранитель (правильное название: Автоматический выключатель, также называется «автомат защиты», «защитный автомат», «автомат защиты сети; или же просто «автомат») состоит из диэлектрического корпуса, внутри которого располагаются подвижный и неподвижный контакты. Подвижный контакт снабжён пружиной, пружина обеспечивает усилие для быстрого расцепления контактов. Механизм расцепления приводится в действие обычно двумя расцепителями: тепловым и/или электромагнитным.

Конструкция автоматического предохранителя

  • Тепловой расцепитель представляет собой биметаллическую пластину, нагреваемую протекающим током. При протекании тока выше допустимого значения биметаллическая пластина изгибается и приводит в действие защелку пружины, отводящую подвижный контакт, разрывая тем самым электрическую цепь. Время срабатывания зависит от тока (время-токовая характеристика) и может изменяться от секунд до часа. Минимальный ток, при котором должен срабатывать тепловой расцепитель, составляет 1,13 от номинального тока предохранителя до 63 ампер и свыше 63 ампер 1,45 от номинального тока предохранителя. В отличие от плавкого предохранителя, автоматический предохранитель готов к следующему использованию после остывания пластины.

Тем не менее, параметры автоматического предохранителя могут изменяться при каждом срабатывании из-за обгорания контактов. Эту особенность следует учитывать в промышленных установках.

  • Магнитный (иногда называемый «мгновенный») расцепитель представляет собой соленоид, подвижный сердечник которого приводит в действие защелку пружину, отводящую подвижный контакт. Ток, проходящий через автоматический выключатель, течет по обмотке соленоида и вызывает втягивание сердечника при превышении заданного порога. Мгновенный расцепитель, в отличие от теплового, срабатывает очень быстро (доли секунды), но при значительно большем превышении тока: в 6 и более раз от номинального тока, в зависимости от типа (автоматические выключатели делятся на типы A, B, C, D, E и K в зависимости от характеристики срабатывания расцепителей).

Во время расцепления контактов между ними может возникнуть электрическая дуга, поэтому контакты выполняют в виде особой формы и часто помещаются в дугогасительную камеру.

Расчёт необходимого предела срабатывания

Расчёт предохранителя ведётся с учётом тока короткого замыкания в конце линии, допустимого нагрева проводников, допустимого уменьшения напряжения (не более 4—5 %), а также с учётом специфики самого потребителя тока. Выделяемая от протекания электрического тока через проводники теплота должна рассеиваться в окружающую среду, без чрезмерного повышения их температуры, не повреждая при этом каких-либо частей и/или составляющих проводящих частей электрооборудования.

Расчёт предохранителя в простейшем случае производится по формуле:

I n o m = P m a x U , {\displaystyle I_{nom}={\frac {P_{max}}{U}},} где I n o m {\displaystyle I_{nom}} — номинальный ток срабатывания предохранителя, А; P m a x {\displaystyle P_{max}} — максимальная мощность нагрузки, Вт (с запасом примерно 20 %); U {\displaystyle U} — напряжение сети, В.

Номинальный ток предохранителя выбирается из стандартного ряда, с ближайшим номинальным током срабатывания, превышающим полученное значение. Так же должны учитываться пусковые токи нагрузки при выборе параметра время-токовой характеристики.

Техника безопасности

Ножевые предохранители, представляющие потенциальную опасность электротравм при замене.

Каждый тип предохранителей требует определенный подход к обслуживанию и замене.

  • Некоторые типы предохранителей (особенно для больших токов) могут представлять опасность для неквалифицированного пользователя и требуют обслуживания квалифицированным персоналом.
  • Неграмотное увеличение номинального тока может повлечь за собой повреждение электропроводки от высокой температуры и вплоть до возникновения пожара.

Замена предохранителей

  • Замена предохранителей бытовым пользователем может производиться только при снятом напряжении и нагрузке. Замена предохранителя под нагрузкой может привести к возникновению электрической дуги и, как следствие, — травмам глаз, ожогам рук, порче держателя предохранителя. Однако конструкция многих распределительных щитов советского производства не предусматривает предварительного отключения сети перед заменой предохранителя; это объясняется тем, что при вывинчивании и ввинчивании пробки в момент отсоединения корпус пробки находится всё ещё в патроне и, следовательно, возможное возникновение дуги безопасно для пользователя. Однако, после снятия предохранителя человек имеет доступ к находящимся под опасным напряжением токоведущим частям в патроне пробкового предохранителя.

В странах Европы для устранения этого недостатка используется более безопасный разъединитель предохранителей с номиналами пробковых предохранителей.

  • В электроустановках до 1000 вольт замена предохранителей с открытыми токоведущими частями должна производиться квалифицированным персоналом с использованием средств защиты лица и глаз, специальными клещами, рука меняющего работника должна быть защищена диэлектрической перчаткой. Также применяется комбинированное устройство в виде диэлектрической перчатки со вшитыми клещами для замены предохранителей.
  • Замена высоковольтных предохранителей может производиться только при отключённой и заземлённой установке (с помощью штатных заземляющих ножей или специального переносного заземления — ПЗ).

Использование предохранителя в качестве коммутационного аппарата

Принципиальная схема защиты от случайного возвращения напряжения

Почти всегда при работах в электроустановке существует необходимость снять напряжение для безопасного проведения тех или иных работ в электроустановке. Часто в щитах производственных электроустановок коммутационные аппараты имеют комплектные заземляющие ножи со штатным приводом, но аппараты в щитах бытовых потребителей ограничиваются более простыми конструкциями, всего лишь разрывающими цепь в случае аварийной ситуации. Зачастую, при проведении электроработ в жилом секторе ограничиваются только отключением предохранителя, причём отключенный на время проведения электроработ предохранитель никак не помечается — при случайном включении кем-то посторонним, производящие в отключённом участке линии электроработы люди окажутся под опасным напряжением. Для этого при проведении работ в бытовых однофазных сетях необходимо отключать обе вводные линии — фазную и нулевую (защитный нулевой проводник, если сеть трёхпроводная, коммутационного аппарата не имеет и подключается к корпусам наглухо).

Выбор предохранителей

Измерительный прибор для измерения тока короткого замыкания. Автомобильные плавкие предохранители имеют различную окраску в зависимости от расчётной силы тока.

Выбор должен происходить исходя из технических возможностей проводки/защищаемого электрооборудования.

  • При проектировании электроустановки, следует учитывать токи короткого замыкания в проектируемых участках цепей электроустановки. Так же тип предохранителя должен соответствовать среде эксплуатации: к примеру, нежелательно устанавливать ножевые предохранители в групповом щите домашнего хозяйства во избежание сложностей при его обслуживании.
  • При добавлении новой цепи в уже имеющейся установке, измеряют сопротивление петли и делят напряжение на получившееся значение (чаще всего процесс замера сопротивления петли игнорируется); при этом номинал предохранителя в электроустановках не должен превышать допустимого длительного тока для проводов в сегменте электропроводки ниже предохранителя по ходу распределения энергии. Допустимый ток зависит от характеристик провода и определяется в соответствии с пунктом 1.3.10 ПУЭ. Если в защищаемом сегменте есть элементы с ещё меньшим допустимым током, то номинал предохранителя ограничен их номиналом тока. Например, если провода допускают 25 А, а розетки — только 16, то предохранитель следует брать не более 16 А.

При нарушении этих условий чрезмерный ток может повредить розетки и другие элементы электроустановки, а также привести к пожару. Форма патрона для плавких предохранителей может быть такой, что установить в него предохранитель большего номинала невозможно.

  • При необходимости подключения очень мощного электроприбора сто́ит позаботиться о предварительном отключении всех не нужных в данный момент электроприборов, это часто предотвращает срабатывание предохранителя.
  • Следует также обратить внимание на приборы, способные выйти из строя при неожиданных включениях/выключениях и при больших колебаниях напряжения в сети: электромоторы (в том числе моторы компрессоров в холодильниках), компьютеры, цветные телевизоры (с катушкой размагничивания на кинескопе) и видеомагнитофоны.
  • Для защиты силовых полупроводниковых вентилей: диодов, тиристоров иногда применяются специальные быстродействующие предохранители с токоограничивающей характеристикой.

«Жучок»

Иногда при отсутствии в наличии необходимого предохранителя, или с целью сознательного обхода защиты, используют токопроводящую перемычку между контактами предохранителя или контактами держателя предохранителя, жаргонное слово — «жучок».

Сечение проволоки рассчитывается по специальным таблицам или можно воспользоваться эмпирической формулой, для медной проволоки:

I f = 80 ⋅ D 3 / 2 , {\displaystyle I_{f}=80\cdot D^{3/2},} где I f {\displaystyle I_{f}} — номинальный ток защиты, в амперах, D {\displaystyle D} — диаметр проволоки в мм.

Однако следует иметь в виду, что такая «защита» гораздо менее надежна, а повторное сгорание предохранителя свидетельствует о наличии более серьёзных неисправностях в электрической цепи, в частности, о коротком замыкании или выхода из строя силовых полупроводниковых ключей в импульсных блоках питания, пробое электролитических конденсаторов фильтров и др.

Неграмотная замена заводского предохранителя «жучком» может привести к увеличению максимально проходящего тока через цепь при коротких замыканиях или отказах и к выходу из строя проводников, более дорогих электрических компонентов в устройстве и/или к возгоранию сетевой проводки или устройства. Последнее часто является причиной пожаров.

> См. также

  • Автоматический выключатель
  • Устройство защитного отключения
  • Щит (электричество)
  • Реле контроля фаз

Оставьте комментарий