Как стучит распредвал

Лабораторная работа № 3 Исследование износа распределительного вала двигателя

Цель работы: закрепление и развитие знаний, способов, средств и техники дефектации распределительного вала, приобретение практических навыков определения дефектов и их сочетаний, использование средств контроля и руководства по капитальному ремонту автомобилей, уяснение характера дефектовочных работ.

: подготовка исходных данных для дефектации деталей; определение технического состояния деталей; сортировка деталей по результатам контроля; назначение способа ремонта и содержания операций по подефектной технологии; оформление отчета о результатах работы.

Оборудование: распределительный вал двигателя КамАЗ-740; прибор ПБМ-500; лупа 4-х кратного увеличения; микрометр рычажный МР-50 И МР-75 (ГОСТ 4381-80); индикатор часового типа (ГОСТ 577-68); шаблоны с профилем впускных и выпускных кулачков

Конструктивно-технологическая характеристика детали.Распределительный вал изготовлен горячей штамповкой из стали 18ХГТ. Основные конструктивные элементы распределительного вала – опорные шейки (вал имеет пять опорных шеек для установки в развале блока цилиндров) впускные и выпускные кулачки, шейка под распределительную шестерню, шпоночный паз, центровые отверстия. Поверхности опорных шеек и кулачков после цементации закаливают токами высокой частоты. Поверхности шеек и кулачков проходят точную механическую обработку: шлифуются, полируются и затем фосфатируются. Биение поверхностей второй, третьей и четвертой шеек относительно оси крайних шеек допускается не более 0, 025 мм. Нецилиндричность опорных шеек 0,005 мм, непараллельность образующих всех кулачков относительно поверхности крайних шеек не более 0,05 мм.

На задний конец распределительно вала напрессована стальная штампованная шестерня с прямыми зубьями. Зубья шестерни подвергаются термической обработке. Шестерню распределительно вала приводят во вращение через промежуточную шестерню шестерней коленчатого вала.

Основные положения

В процессе эксплуатации на вал воздействуют силы трения, вибрация, знакопеременные нагрузки, агрессивная среда и другие факторы. Все это вызывает появление износов ( до 0,05 мм) нарушение качества поверхности шеек (риски, задиры, коррозия), механические повреждения (отколы по торцам вершин кулачков, выкрашивание зубьев шестерни), отклонения расположения ( до 0,10 мм).

Дефекты, если они не обладают выбраковочными признаками, устраняют обработкой под ремонтный размер (РР), слесарно-механической обработкой, пластическим деформированием, вибродуговой наплавкой, наплавкой под слоем легирующего флюса.


Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с организацией рабочего места и проверить его комплектность.

2. Усвоить особенности конструкции распределительного вала, условия работы и характер возможных повреждений, технические требования на дефектацию детали.

3. Ознакомиться с правилами пользования инструментами и пра­вилами техники безопасности.

4. Определить состояние распределительного вала.

4.1. Произвести наружный осмотр его поверхностей. Установить наличие трещин любого характера и расположения, наличие рисок и задиров на опорных шейках и кулачках, наличие отколов по торцам вершин кулачков, состояние шпоночного паза, состояние центровых отверстий, наличие других видимых дефектов. Осмотр провести в соответствии с дефектовочной ведомостью (таблица 4.1). Результаты осмотра записать в отчет (таблица 4.3)

Таблица 4.1 — Карта технических требований на дефектацию

См. рисунок 4.1 Деталь Вал распределительный
№ детали 740.1006.015
Материал 18ХГТ
Твердость Поверхности опорных шеек и кулачков 58-63 HRCэ
№ де­фекта по эс­кизу Возможные дефекты Способ установления дефекта и контрольный инструмент Размер, мм Заключение
по рабочему чертежу допусти­мый без ремонта
Трещины любого характера и расположения Визуально, лупа 10-и крат­ная, ЛИ-3-10 ГОСТ 8309-75, дефектоскоп Браковать
Окончание таблицы 4.4
Отколы по торцам вершин кулачков Визуально, штангенцир­куль ШЦ-11-250-0,05 ГОСТ 166-80 Браковать при отколах более 3 мм
Уменьшение цилиндрической части кулачков а Скоба 36, 00 а=37 0,05 а=36,60 Шлифовать по копиру, браковать при уменьшении размера в менее 44, 0
Износ впускных и выпускных кулачков по высоте h Приспособление для контроля профиля кулачков h=8,05 0,1 h=7,9 При уменьшении размера h наплавить по профилю (таблица 4.2)
Износ передней и средних опорных шеек Размеры: Скоба СР-50-75 53,88 Шлифовать под ремонтный размер
I ремонтный 53,69 53,88
II ремонтный 53,49 53,39
Погнутость распределительного вала Приспособление для контроля погнутости вала Биение средних шеек 5 не более 0,025 0,035 Править
Износ задней опорной шейки. Размеры: Скоба СР 25-50 41,93 Шлифовать под ремонтный размер
I ремонтный 41,73 41,73
II ремонтный 41,53 41,5
Износ шейки под шестерню Скоба 35,01 35,01 Осталивать
Износ шпоночного паза Калибр 5 Фрезеровать новый паз под углом 1800 к изношенному


4.2. Замерить микрометром диаметры опорных шеек. Согласно рисунку 4.2 измерения проводить в двух поясах I-I и II-II и в двух взаимно перпендикулярных плоскостях А-А и Б-Б. Направление оси А – А принимают по направлению шпоночной канавки, а направление Б – Б перпендикулярно к ней. Результаты измерений записать в таблицу 4.4 отчета.

4.3. Определить овальность опорных шеек, как разность диаметров, измеренных в одном и том же поясе, но в разных плоскостях (рисунок 4.2, а). Результаты измерений записать в таблицу 4.4 отчета.

Рисунок 4.1 – Дефекты распределительного вала

Рисунок 4.2 – Схема обмера опорных шеек (а) и кулачков (б, в) распределительного вала

Таблица 4.2 – Размеры кулачков распределительно вала двигателя КамАЗ-740

Выпускных Впускных
h, мм h, мм h, мм h, мм h, мм h, мм
0,000 0,656 5,142 0,000 0,967 5,901
0,019 1,235 6,163 0,027 1,663 6,939
0,088 2,562 7,200 0,138 2,520 7,769
0,156 3,034 7,929 0,300 3,788 8,005
0,236 4,759 8,050 0,419 4,922 8,050

4.4. Определить величину общего износа для всех опорных шеек, за исключением задней.

, (4.1)

где -общий износ, мм;

-наименьший предельный размер по чертежу, мм;

-минимальный диаметр изношенной шейки, мм.

Результаты записать в таблицу 4.4 отчета.

4.5. Определить величину одностороннего неравномерного износа

, (4.2)

где — односторонний неравномерный износ, мм;

— коэффициент неравномерности, =0,6.

Результаты записать в таблицу 4.4 отчета.

4.6. Определить нецилиндричность и конусообразность шеек:

, (4.3)

, (4.4)

где — нецилиндричность шеек, мм;

— конусообразность шеек, мм.

Для каждой шейки получить два значения овальности два конусообразности. Наибольшие значения записать в таблицу 4.4 отчета.

4.7. Определить размер обработки опорных шеек при износе в пределах РР. Расчет вести по шейке, имеющей наибольший износ:

, (4.5)

где — наибольший предельный размер ремонтируемой шейки, мм;

— минимальный односторонний припуск на обработку (для шлифования =0,05 мм).

Записи расчетов записать в отчет

4.8. Назначить категорию РР для всех опорных шеек в соответствии с таблицей 4.1.

4.9. Определить состояние кулачков. Измерить микрометром диаметры цилиндрической части кулачков (размер а, рисунок 4.2, б, в), в двух поясах, отстоящих от торцов на 5 мм. Измерить высоту кулачков (размер b, рисунок 4.2, в). Рассчитать высоту подъема каждого клапана

(4.6)

Наименьший действительный размер цилиндрической части и высоты подъема записать в таблицу 4.5.

4.10. Определить состояние кулачков по профилю, для чего опереть шаблон на кулачок и установить характер износа. Определить необходимость ремонтных воздействий.

4.11. Определить радиальное биение распределительного вала по средним шейкам относительно крайних шеек. Для этого стержень индикатора упирают в среднюю опорную шейку. Обеспечив натяг, поворачивают вал пока стрелка не займет одно из крайних положений. Затем поворачивают вал на 1800 и определяют новое положение стрелки. Разность между двумя показаниями и определит биение вала. Прогиб вала равен половине его биения. Результаты записать в отчет.

4.12. Пользуясь шаблоном, определить состояние шпоночного паза.

Таблица 4.3 – Карта осмотра распределительного вала

Конструктивные элементы детали Требования рабочего чертежа Действительное состояние элемента детали Способ установления дефекта Заключение
1. Трещины любого характера и расположения Трещины не допускаются
2. Отколы по торцам вершин кулачков Не допускаются
3. Риски, задиры, прижоги любого характера и расположения Не допускаются
4. Состояние центровых отверстий Повреждения не допускаются
3. Другие дефекты

5. Привести в порядок рабочее место и сдать его лаборанту.

6. Оформить отчет о работе.

Отчет должен содержать

1. Анализ условий работы и характерных дефектов распределительно вала двигателя КамАЗ-740. Наличие дефектов.

2. Таблицы с результатами измерений и расчетов.

3. Схемы замеров.

4. Выводы и заключение о пригодности распределительно вала к дальнейшей эксплуатации.

4.4 Контрольные вопросы

1. Перечислите основные конструктивные элементы распределительного вала и его дефекты.

2. Какие параметры характеризуют состояние опорных шеек и кулачков распределительного вала?

3. Как определить наибольший предельный размер шейки, по которому назначается категория ремонтного размера (РР)?

4. Как проверить распределительный вал на прогиб?

5. В какой последовательности устанавливается микрометр на 0?

6. Как проверить профиль кулачка распределительного вала?

Образец титульного листа по лабораторной работе

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Политехнический институт

Кафедра Автомобильный транспорт

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗНОСА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ

Лабораторная работа по учебной дисциплине

«Основы технологии производства и ремонта автомобилей»

по специальности 190601.65 – автомобили и автомобильное хозяйство.

Отчет

Преподаватель ______________________ С,Г. Крылов “______” ______________ 201_
Студент группы _______ ______________________ А. К. Петров “______” ______________ 201_

Цель работы:____________________________________________________

Оборудование: __________________________________________________

Анализ условий работы детали: ____________________________________

Дефекты распределительного вала, выявленные внешним осмотром (таблица 4.3): ________________________________________________________

Таблица 4.4 — Схемы замеров и результаты измерений опорных шеек распределительного вала

Пояс измерений Плоскость измерений Номера шеек распределительного вала
I–I А-А
Б-Б
Овальность
Конусообразность
II–II А-А
Б-Б
Овальность
Конусообразность
Общий износ
Односторонний неравномерный износ

Размер обработки опорных шеек при износе в пределах РР: ____________

Таблица 4.5 — Схемы замеров и результаты измерений кулачков распределительного вала

Кулачки Места замеров Номера кулачков
Впускные а
б
h
Выпускные а
б
h

Устраняем стук распредвала (осевое биение) своими руками

Многие уже знают, что на инжекторных двигателях ВАЗ 2111 присутствует такая болезнь: «Осевое биение распредвала». Эта болезнь не прогрессирует, и не вызывает повреждений других узлов ГРМ, но проявляется она в виде неприятного стука распредвала. Так уж получилось, что разработчики двигателя 2111 упустили этот момент.

Там где на карбюраторных двигателях раньше стоял бензонасос и трамблёр, на инжекторных стоит обычная заглушка, в которую и упирается распредвал. Осевой люфт распредвала, установленный заводом-изготовителем не должен превышать 0.15-0.20мм. Со временем, в последствии износа пастели распредвала осевой люфт увеличивается, и из-под клапанной крышки начинает доноситься отчётливый стук. Конечно можно продолжать ездить с этим стуком и не париться, но не каждому автолюбителю это будет приятно.

Я уверен, что практически в любой автомастерской вам скажут: «Или забей на этот стук, или меняй всю головку!». Но есть один простой и абсолютно бесплатный способ устранить этот надоедливый стук путём подкладывания шайбы между распредвалом и его боковой крышкой! Далее подробное описание и фотоотчёт о проделанной работе.

Проверка осевого люфта распредвала.

Снимите кожух ремня ГРМ и заведите двигатель. Потом при работающем двигателе нажмите ручкой отвёртки в болт шестерни распредвала. Если при нажатии стук пропадает — причина: Осевое биение распредвала.

Изготавливаем шайбу.

На материал для шайбы я взял кусок оцинковки толщиной примерно 0.5мм и закрепил её на обрезке МДФ-панели четырьмя саморезами (чтобы не ёрзала).

Маркером начертил 2 круга (внутренний диаметр 25мм, наружный 35мм) и выдолбил стамеской внутренний диаметр.

Наружный диаметр вырезал ножницами по металлу, и получилась у меня такая вот кривая, вся в заусенцах заготовка шайбы:

Внутренний диаметр шайбы обработал круглым напильником, на наружном обточил острые углы:

Устанавливаем шайбу.

Одеваем шайбу на распредвал (она должна свободно вставлятся, если нет — то подгоняем размеры).

У меня вошла свободно:

Ставим крышку назад и затягиваем её.

Внимание! Обязательно проверьте не зажат ли распредвал.

Для этого берём ключ на 17 и пробуем вращать распредвал.

Он должен поворачиватся с таким-же усилием, как и до установки шайбы.

Если распредвал стал очень туго поворачиваться, или его зажало совсем — то снова снимаем крышку, вынимаем шайбу и обтачиваем её по толщине:

Завершение работы.

После того как шайба подогнана, крышка затянута и распредвал вращается свободно — заводим двигатель и наслаждаемся тишиной его работы!

Причины износа постели распредвала

Вроде бы никаких видимых дефектов: шейки в норме, блок двигателя в порядке, вкладыши заменены. Паниковать нет причин. Проведем дефектовку постели распредвала.

Ремонт или восстановление постели распредвала своими силами возможно лишь в части, касающейся выявлению неисправностей и съёму постели. Ремонт, восстановление постели придётся выполнять на станке. Такова особенность этой детали. Но, давайте по порядку.

Причины выхода из строя постели распредвала, напрямую влияют и на возникновение неисправностей шеек распредвала.

  • относительно долгий срок службы двигателя;
  • «масляное голодание». Проще говоря, работа двигателя определенное время с недостаточным уровнем моторного масла;
  • отсутствие определенного масляного давления в двигателе;
  • двигатель работает со старым или засорившимся масляным фильтром;
  • разжижение масла, происходящее из-за попадания в него топлива;
  • перегрев двигателя, и не обязательно он может быть явным (когда пар над капотом до неба).

Для того, чтобы принять решение о том, что нужно: замена, ремонт, восстановление постели распредвала, необходимо провести элементарную проверку состояния постели.

Проверка диаметров производится при помощи индикаторного нутромера, который настроен на определенный размер.

Полученные результаты вы сравниваете с теми параметрами, которые указаны в мануале от производителя. Кстати, данную операцию очень желательно выполнять и тогда, когда вы решили произвести замену штатного распредвала на тюнинговый распредвал.

После получения результатов и сравнения их с требуемыми, нужно принимать решение. Вариантов всего два: замена постели и ремонт (восстановление) постели распредвала. Третьего не дано. Мы не станем вам описывать последствия того, как неисправная постель распредвала, в итоге, приводит к необходимости капитального ремонта двигателя или замене головки блока цилиндров.

Оставьте комментарий