Как снять радиатор

Содержание

Как поменять батарею в квартире

Затевая капитальный ремонт или даже обновляя надоевший интерьер, хозяин квартиры нередко испытывает потребность в замене батарей отопления, так как они не вписываются в выбранный стиль нового оформления комнат.

Как поменять батарею в квартире

Другая причина, при возникновении которой необходимо заменить эти элементы контура отопления новыми — это низкая температура в квартире в зимнее время года из-за холодных или недостаточно прогревающихся радиаторов.

Чтобы знать, как поменять батарею в квартире, нужно обладать информацией о некоторых нюансах этого процесса. Однако, прежде чем идти в магазин за новыми радиаторами, если владельца жилья вполне устраивают старые по внешнему виду, можно попробовать их реанимировать с помощью существующий технологий прочистки. Для этого процесса можно пригласить специалиста из организации, которая занимается обслуживанием отопительной системы данного дома, но вполне реально провести это и самостоятельно – советы по промывке системы отопления размещены на нашем портале в соответствующей публикации. Возможно, с помощью проведения такого мероприятия проблема будет решена.

Если же окончательно решено избавиться от батарей старого образца и установить один из современных вариантов радиаторов, то нужно выбрать наиболее подходящий для использования в конкретном контуре, с учетом особенностей системы отопления и площади обогреваемого помещения.

Что нужно знать для правильного выбора?

Чтобы сделать правильный выбор необходимо вначале обратиться в обслуживающую компанию и узнать параметры системы отопления дома, такие, как давление и температура, с которой подается теплоноситель в контур дома и распределяется по квартирам. Кроме этого, у специалистов нужно уточнить, какую удельную мощность должен иметь радиатор на единицу площади для конкретных условий данного здания.

От правильно сделанного выбора будет зависеть температура не только в квартире, где будет производиться замена радиаторов, но и в других, находящихся по соседству.

Это базовая необходимая информация, которой нужно владеть, так как без нее выбрать надёжный и эффективный радиатор отопления будет затруднительно.

Как выбрать тип и модель радиатора для квартиры?

Зная параметры системы отопления дома, нужно поближе познакомиться с характеристиками тех радиаторов, которые решено установить — насколько они подходят для установки в центральной системе .

Обязательно учитывается то, что в силу технических характеристик не все виды радиаторов могут выдержать агрессивную среду, которая создается в открытой системе отопления из-за насыщенности теплоносителя кислородом, а также возможные гидроудары при перепадах давления, которые свойственнны центральному отоплению от котельных.

Выбранные батареи должны эффективно функционировать с конкретным уровнем давления и химическим составом теплоносителя, отдавая максимум тепла в помещения, выполняя свое непосредственное предназначение.

Кроме этих факторов, немаловажен дизайн оформления обогревающих элементов, так как они должны быть идеально вписаны в интерьер.

На сегодняшний день достаточно популярными по-прежнему остаются традиционные чугунные, но по-современному усовершенствованные радиаторы, а также новомодные алюминиевые, стальные и биметаллические.

  • Современные чугунные радиаторы кардинально отличаются от старых отечественных моделей. Они имеют эстетичный внешний вид и выпускаются в разных вариантах, поэтому из них можно выбрать образцы, подходящие как для современных, так и для ретро- интерьеров. Но все же главное достоинство батарей, изготовленных из чугуна — это стойкость к агрессивной внутренней и внешней среде. Импортные модели чугунных радиаторов имеют абсолютно гладкие внутренние поверхности, поэтому нет препятствий для активной циркуляции теплоносителя, а также отсутствуют предпосылки для образования слоев накипи.

Современный чугунный радиатор, стилизованный под «ретро»

Кроме перечисленных положительных качеств, все чугунные радиаторы всегда имеют высокий процент теплоотдачи.

Кроме того, подобные батареи не боятся скачков давления в системе и высоких температур, поэтому они отлично подходят для установки в многоквартирных и многоэтажных строениях, подключенных к центральной обогревательной системе.

  • Еще одним идеально подходящим вариантом для квартир являются биметаллические комбинированные радиаторы, изготавливаемые из двух разных сплавов. Стальная поверхность внутренней части конструкции радиатора способна выдерживать давление, доходящее до 40 бар, а алюминиевая внешняя поверхность, которая декорирована эмалью, дает отличную теплоотдачу в комнату. Причем поверхность прогревается равномерно, поэтому отдающая тепло площадь достаточно большая.

Биметаллические радиаторы постепенно завоевывают лидирующие позиции по причине своей универсальности

Батареи имеют современный внешний вид и станут украшением любого интерьера, подчеркивающим его стиль.

  • Радиаторы, изготовленные из стали, делятся на панельные, секционные и трубчатые. Преимущество этого вида радиаторов заключается в разнообразии и эстетичности дизайна и эффективной работе в автономной закрытой системе, имеющей качественный теплоноситель. В контурах, подсоединенных к центральной отопительной системе, их устанавливать не рекомендуется, так как агрессивная среда и температурные перепады могут повредить корпус, особенно в наиболее уязвимых местах – по сварным швам. Однако, если такие батареи уже приобретены, необходимо на каждую из них встроить редуктор, который автоматически будет выравнивать давление¸ тем самым не давая возникать ненужным напряжениям в металлическом корпусе. Этот простой в установке прибор поможет сохранить радиаторы на долгий срок без повреждений и течи.

Стальные радиаторы имеют немало уязвимых мест

Еще один существенный минус – в некоторых стальных радиаторах отсутствует покрытие, защищающее внутренние поверхности от возникновения коррозийных процессов. При выборе на это стоит обратить особое внимание.

  • Алюминиевые радиаторы так же, как и стальные, не особо подходят для открытых систем отопления, так как при соприкосновении с агрессивной средой, алюминий предрасположен к окислению.

Алюминиевые радиаторы не рекомендуются к установке в центральных системах отопления

Они имеют отличный внешний вид, который на первый взгляд абсолютно идентичен биметаллическим вариантам, но по техническим характеристикам настолько же отличается от них.

Радиаторы из этого материала хороши для автономной закрытой системы отопления, с ровным напором чистого теплоносителя и с установленной стабильной температурой. В центральной системе могут происходить непредвиденные скачки температуры и давления, что может негативно влиять на швы секций. Вполне возможны повреждения швов, особенно, если внутри секций развиваются окислительные процессы. Именно поэтому не рекомендуется устанавливать такие элементы в многоэтажных домах.

Более подробно об эксплуатационных качествах радиаторов отопления можно узнать в статье нашего портала, специально посвященной этой проблеме.

Калькулятор для расчета количества секций радиатора

Важно не только выбрать оптимальный радиатор, но и правильно определиться с количеством его секций или общей тепловой мощностью. Для этого предлагаем воспользоваться возможностями встроенного калькулятора, который учитывает множество нюансов, важных для создания эффективной системы обогрева конкретного помещения:

Инструменты и необходимые комплектующие для установки радиаторов

Если принято решение самостоятельно произвести замену батарей, то необходимо подготовить некоторые инструменты и дополнительные комплектующие детали, с помощью которых производится монтаж радиаторов в систему отопления.

Из инструментов будут нужны:

Инструменты для монтажа радиаторов отопления

— гаечные и разводной ключ;

— угло-шлифовальняа машинка – «болгарка» для резки металлических труб;

— для металлических труб понадобится клупп для нарезки резьбы или плашки с держателем требуемого диаметра;

Клупп — специальный инструмент для нарезки резьбы на трубах различного диаметра

— сварочный аппарат для полипропиленовых труб;

— ножницы или ножовка для резки полипропиленовых труб;

— уровень, карандаш и длинная линейка;

— пакля;

— герметик;

— цементный раствор для заделки отверстий вокруг кронштейнов.

Из комплектующих требуется приобрести:

— выбранные радиаторы;

— шаровые краны;

— кронштейны для навешивания батарей;

— заглушки — пробки;

— краны Маевского для стравливания воздуха;

— новые металлопластиковые, стальные или полипропиленовые трубы, необходимые элементы для их монтажа — тройники, переходы, отводы, фитинги и т.д.

Видео: что потребуется для монтажа радиаторов отопления

Разрешение на замену элементов системы

Замена батарей в квартире многоэтажки сложнее, чем в частном владении, так как для этого процесса в период отопительного сезона или когда система находится под давлением потребуется отключение от центрального контура всего стояка, хотя бы на некоторое время. Можно произвести отключение на время среза труб в начале и в конце контура, установленного в квартире, и установки на их входящие отрезки шаровых кранов.

Это значит, немало квартир останутся без отопления, поэтому мероприятия по замене труб или радиаторов лучше проводить по завершении отопительного периода или перед его началом.

Однако, если обстоятельства все же принуждают проводить монтажные работы в столь неудобный период, потребуется обращение в жилищно-эксплуатационную организацию с заявлением о временном отключении определенного стояка дома. Перекрытие подачи теплоносителя в общедомовую систему должен осуществлять только специалист, имеющий доступ к месту врезки контура в центральный домовой коллектор.

После отключения стояка из него сливается вода, и только после этого можно приступать к демонтажу старых батарей или всех внутриквартирных труб. Если, к примеру, планируется поменять их на полипропиленовые.

Как поменять батарею в квартире — делаем самостоятельно

Самостоятельно можно браться за процесс демонтажа и установки батарей только в том случае, если есть навыки работы по сварке полипропилена, «запаковке» сантехнических резьбовых соединений, нарезке резьбы, если это необходимо в конкретных условиях, работы с другими необходимыми слесарными инструментами.

Замена элементов контура происходит в несколько этапов:

Демонтаж старых радиаторов

Если не планируется замены металлического контура на полипропиленовые трубы, то работу начинают с того, что раскручивают резьбовые соединения, связывающие батарею с трубой. Часто бывает так, что резьба не поддается из-за образовавшейся ржавчины. В этом случае в ход идет шлифмашинка, с помощью которой батарея отрезается от подходящих к ней от труб.

Первый шаг после слива теплоносителя из стояка — демонтаж подлежащей замене батареи

Если все трубы в контуре будут заменены на более эстетичные и простые в монтаже полипропиленовые, то они срезается на расстоянии в 15—20 см от стены, вне зависимости от того, где находится батарея.

Все работы нужно проводить аккуратно, подстелив под место разреза и сварки асбестовый лист или другой негорючий материал, чтобы не испортить напольное покрытие.

Подготовка к монтажу

Освободив стену от старой батареи, на ее поверхности производят разметку места установки новой, рассчитывают и обозначают точки, где будут вмонтированы в стену кронштейны. Все параметры разметки определяются с учетом общего размера батареи и расстояния между секциями. Для того чтобы горизонталь и вертикаль были идеальными, для проведения разметки обязательно используют строительный уровень. Место будущего расположения батареи лучше всего по контуру очертить карандашом или маркером.

Монтаж должен быть предварен тщательным промером и разметкой

В намеченных для кронштейнов местах высверливаются отверстия. В зависимости от типа приобретенных кронштейнов они могут вбиваться в стену или вкручиваться. Если в процессе сверления стена была повреждена – появились глубокие провалы или осыпания отверстий, ее необходимо сразу очистить и заделать цементным составом, который должен хорошо просохнуть перед навешиванием на кронштейны батареи.

Поверхность стены за батареей целесообразно покрыть фольгированным термоизолятором

Чтобы тепло не расходовалось понапрасну для ненужного прогрева стены, на нее рекомендовано закрепить кусок фольгированного утеплителя. Он должен располагаться по всей ширине и длине батареи, а также подниматься под самый подоконник. Таким образом можно повысить теплоотдачу от радиатора — направить тепловое излучение в сторону помещения.

Монтаж новых радиаторов

После подготовки места, можно приступать к дальнейшим действиям.

  • Если решено оставить металлические трубы, то на оставшихся отрезках, с помощью клуппа нарезается резьба. При необходимости отрезок трубы удлиняются с помощью сварки или нарезки резьбы и соединения двух отрезков втулкой.
  • На трубе, подающей и на обратной трубе нарезанная резьба обворачивается паклей, затем производят обмазку уплотнителя пастой-герметиком и прикручивают шаровые краны.
  • На кронштейны навешивается батарея. Вымеряется необходимая длина прямого сгона для ее соединения с шаровыми кранами.
  • В резьбовую часть батареи вкручиваются сгоны, с помощью которых производится «запаковка» радиаторов с подающей и обратной трубой. Для герметизации соединений лучше всего опять же применять паклю с промазкой ее специальной пастой.

Можно провести монтаж «по-старинке», с помощью обычного сгона …

  • Еще проще будет монтаж, если использовать современные соединительные фланцевые муфты с накидной гайкой – их часто называют «американками». Заодно подобный подход упростит и демонтаж батареи в случае возникновения такой необходимости. Можно приобрести комплект, который включает и «американку», и шаровый кран –это еще больше облегчит работу.

… однако целесообразнее использовать фланцевые соединения с накидной гайкой — «американкой»

  • Если радиатор устанавливается в самой высокой точке стояка, то вверху с противоположной стороны от врезки устанавливается кран Маевского. После заполнения контура теплоносителем через этот кран выпускается скопившийся во время заполнения радиатора воздух. Отсутствие воздушных пробок — необходимое условие для свободной циркуляции воды в системе.
  • В нижней части этой стороны батареи вкручивается заглушка.
  • Если же последует продолжение контура, то вместо крана Маевского устанавливается подающая труба, снизу — обратка, которые далее соединяются со следующей батареей.

Кран Маевского — необходим для выпуска из системы воздуха

  • Металлические трубы могут быть заменены на полипропиленовые или металлопластиковые. Тем не менее, нарезка резьбы все равно будет необходима – необходимо перейти на компрессионный свариваемый фитинг. Резьбовой фитинг или же специальная муфта-«американка» может потребоваться и для подключения самого радиатора.

На углах, местах установки тройников или на переходах на другой диаметр применяется специфическая технология, характерная для конкретного вида труб. В случае с полипропиленом — это сварка с помощью специального аппарата, дающего абсолютно герметичный монолитный шов, выдерживающий и температурные и барические нагрузки. При замене на металлопласт применяются специальные компрессионные фитинги. В продаже всегда есть в наличии весь необходимый ассортимент подобных фасонных и соединительных элементов.

Видео: установка и подключение батареи отопления

Монтаж перемычки-байпаса

Для установки радиаторов в условиях квартиры используют несколько схем — с перемычкой-байпасом или без нее.

  • Перемычка-байпас устанавливается при однотрубной разводке перед радиатором для удобства перекрытия теплоносителя в аварийных случаях, например, если произошла серьезная протечка в батарее, и нужно произвести ремонт или полностью ее поменять. Если установлена перемычка, то не придется перекрывать весь стояк, а достаточно закрыть краны, стоящие за байпасом, отсечь аварийную батарею от системы отопления, а затем можно спокойно ее снимать и производить ремонт. Благодаря перемычке, циркуляция в системе продолжается, то есть другие помещения и квартиры, через которые проходит стояк, продолжают обогреваться.

Байпас устанавливается перед отсечными шаровыми кранами

Когда после проведения ремонтного процесса радиатор будет установлен обратно, краны открываются, и продолжается циркуляция теплоносителя, но уже через батарею.

Еще одним преимуществом конструкции с применением перемычки является возможность регулировки температуры в помещении. Прикрытие кранов, стоящих за байпасом, сокращает количество теплоносителя, циркулирующего через конкретный радиатор. Благодаря этому температура в данной комнате может быть снижена до оптимальной.

Для врезки перемычки используются тройники, которые устанавливаются на трубы до монтажа шаровых кранов.

  • Если перемычка не устанавливается, а предполагается только лишь отсекающий вентиль, то процесс монтажа проходит быстрее и проще, но у этой схемы установки есть один существенный недостаток. Если перекрывается вентиль, прекращается циркуляция во всем стояке, и отопления лишается не только комната, где производится ремонт батареи, но и все другие, включенные в этот контур.

Установка термостата облегчит регулировку температуры нагрева и даст существенную экономию на энергоносителях

  • Байпас позволяет регулировать температуру в помещении в ручном режиме. Однако большее удобство представляет собой механический (иногда — электронный) термостат, который монтируется на входе в радиатор и будет автоматически поддерживать заданное значение нагрева.

Видео: монтаж перемычки — байпаса

Испытание системы после монтажа

После завершения монтажных работ и визуальной проверки обязательно проводятся испытательные мероприятия. Для этого необходимо, чтобы специалисты запустили под давлением в систему отопления теплоноситель. В случае обнаружения дефектов в монтаже и протечек на резьбовых или фитинговых соединениях радиатора и подводных труб, их нужно постараться оперативно устранить, иначе придется снова освобождать стояк от воды и проводить уже ремонтные работы.

Замена батарей в квартире многоэтажного дома — особо ответственное мероприятие, так как от качества выполненной работы будет зависеть эффективность отопления не только в квартире владельца, меняющего радиаторы, но и всех остальных, находящихся с ней в одном стояке. Кроме этого, не следует сбрасывать со счетов надежность монтажа в том плане, чтобы была обеспечена полная безопасность от протекания воды через межэтажные перекрытия. Поэтому, если нет устойчивых навыков в сантехнических и строительных работах, то лучше самому не рисковать, а положиться на опыт квалифицированных специалистов.

Правовые нормы

Вначале стоит оговорить пару моментов, не имеющих отношения к технической стороне проблемы.

Зачастую в печатных изданиях и на правовых форумах звучит вопрос: «Кто меняет радиаторы отопления в квартире?».

Спешим ответить на него:

  • Если квартира находится в муниципальной собственности, вся ответственность за состояние системы отопления (в том числе и внутриквартирных приборов) ложится на управляющую организацию. При этом она вправе самостоятельно принимать решение о степени износа прибора и необходимости его замены.

Полезно: как правило, замена батарей осуществляется в ходе капитального ремонта дома во всех квартирах сразу.
Мелкие неисправности устраняются без замены: межсекционные течи лечатся заменой прокладок; холодные секции становятся горячими после промывки отопительного прибора.

Плановая замена выработавших свой ресурс батарей проводится при капремонте.

  • В приватизированной квартире за состояние всего ее имущества отвечает владелец. В аварийной ситуации бригада (местной жилищной организации или городской аварийной службы) устранит течь, заглушив подводки, но не станет заниматься заменой прибора или его ремонтом.

Может ли собственник поменять радиаторы отопления самостоятельно, не согласовывая замену с управляющей организацией? Да, никаких ограничений здесь не предусмотрено.

Эта работа может быть выполнена наемной бригадой или самим собственником — с двумя оговорками:

  1. Ответственность за нанесенный соседям при затоплении их квартир ущерб тоже полностью ложится на собственника жилья. Именно поэтому после любых операций, связанных с нарушением герметичности системы отопления, опрессовка обязательна.
  2. Мощность нового отопительного прибора не может превышать предусмотренную проектом мощность более чем на 15%. В противном случае ваша квартира будет греться за счет соседей: пропускаемый стояком тепловой поток ограничен.

Избыточная мощность вашей батареи оставит соседей без тепла.

За покупками

Итак, на что мы будем менять старую батарею, и какие дополнительные материалы нам понадобятся?

Радиатор

Лучшим выбором для системы ЦО станут биметаллические радиаторы с максимальным рабочим давлением от 25 кгс/см2.

Обратите внимание: биметаллические секции ради удешевления нередко снабжаются лишь стальными сердечниками в вертикальных каналах; коллекторы остаются полностью алюминиевыми.
Наш же выбор — сердечники, полностью исключающие контакт теплоносителя с алюминиевой оболочкой.

Почему именно биметалл?

Причины тому две.

  1. Большая вероятность гидроударов. Оторванный клапан винтового вентиля, упавшая щечка задвижки или просто чрезмерно быстрое заполнение контура может при определенных обстоятельствах привести к кратковременному скачку давления до значений в 20-25 кгс/см при штатном давлении не более 5. Что в таких условиях происходит с приборами, рассчитанными на более щадящий режим эксплуатации — догадаться нетрудно.
  2. Кроме того, стальной сердечник исключает электрохимическую коррозию алюминия. Дело в том, что этот металл образует гальваническую пару с медью: при помещении алюминиевого и медного электродов в электролит между ними возникает постоянный слабый ток.

Перенос ионов приводит к ускоренному разрушению алюминия. Если кто-то из соседей по дому смонтировал у себя медную подводку, это сильно сократит срок службы алюминиевой батареи у вас дома.

Медь и алюминий в одном контуре отопления — опасное сочетание.

На фоне традиционных чугунных и стальных радиаторов биметаллические выделяются прежде всего высокой теплоотдачей на секцию, составляющей до 205 ватт. Цена приборов отечественного производства начинается примерно от 500 рублей за секцию.

Трубы

Здесь действует тот же главный критерий выбора — прочность.

В паре с биметаллическими батареями могут использоваться:

  • Черные стальные трубы на сварных соединениях.

Замена радиатора выполнена черной сталью на сварке.

  • Оцинкованные трубы на резьбах. В этом случае сварка не применяется потому, что она нарушает защитное цинковое покрытие в области шва, уничтожая основное преимущество оцинковки — коррозионную стойкость.
  • Нержавеющие гофрированные трубы. Их достоинства на фоне конкурентов — предельно простой монтаж с использованием дешевого ручного инструмента и гибкость, позволяющая обойтись весьма приблизительной подгонкой размеров. Гофрированная нержавейка гнется с радиусом поворота, равным ее диаметру.

Важный момент: если вы устанавливаете биметаллический радиатор вместо чугунного, имеющего то же межосевое расстояние между коллекторами (500 мм), подводки можно не менять. Разумеется, если они не повреждены коррозией.

Запорно-регулирующая арматура, фитинги

Обвязка батареи может включать:

  • Пару шаровых вентилей для полного отключения от контура.
  • Вентиль и дроссель. Этот комплект позволяет вручную регулировать теплоотдачу прибора.
  • Вентиль и термоголовку. Последняя делает регулировку теплоотдачи автоматической: в помещении будет поддерживаться постоянная температура.

Для подключения биметаллических батарей к новой подводке удобнее всего использовать американки — фитинги с накидными гайками. Они сильно упрощают монтаж и демонтаж приборов, сокращая необходимое для этих операций время до одной-двух минут.

Американки упростят и ускорят монтажные операции.

Демонтаж старой батареи

Чугунный радиатор

Инструкция по демонтажу чугунной батареи выглядит следующим образом:

  1. Сбрасываем стояк или перекрываем вентиля на подводках.
  2. Откручиваем обе контргайки газовым ключом №1 или разводным ключом. Резьба на подводках — правая. Сгоняем гайки до конца резьбы и очищаем ее от подмотки.
  3. Отдаем и сгоняем обе радиаторные пробки. Для этого понадобятся ключи №2 — №4 в зависимости от того, насколько прикипели пробки.

Совет: если усилие окажется непреодолимым, предварительно прогрейте коллекторы концевой секции строительным феном или паяльной лампой.
Ее тепловое расширение сослужит вам хорошую службу: пробка стронется с минимальными усилиями.

  1. Снимите радиатор со старых кронштейнов.
  2. Осмотрите подводки на предмет коррозии. Если они в хорошем состоянии, новую батарею можно подключать прямо к ним. При необходимости можно укоротить резьбу ножовкой или болгаркой и нарастить подводку за счет пары кранов и сгонов.

Конвектор

  1. Осушите подводки.
  2. Перережьте их в удобном для монтажа резьбового соединения месте болгаркой или своими руками, с помощью ножовки.

Длина оставшихся подводок должна позволять нарезать на них резьбу.

Если подводки снабжены перемычкой, оставьте ее на месте.

  1. Поддев зубилом крепление конвектора, вытащите строительные гвозди из стены и снимите прибор.

Установка нового радиатора

Без замены или наращивания подводок

Как менять радиатор без замены подводок — догадаться нетрудно: все проделанные нами ранее операции выполняются в обратном порядке. Используются новые пробки и контргайки; для герметизации пробок используются штатные прокладки, для контргаек — лен с краской или полимерная нить-герметик.

С заменой или наращиванием подводок

Разберем эту операцию на примере монтажа батареи на гофрированную нержавейку.

  1. Снимаем на срезах подводок наружную фаску и нарезаем на них короткие (5 ниток) резьбы.
  2. Размечаем точки крепления кронштейнов из расчета одной точки на три секции. Монтируем кронштейны и вывешиваем новую батарею.
  3. Подмотав новые резьбы на подводке, наворачиваем на них фитинги — переходники.
  4. Вторую пару переходников вворачиваем в краны или американки.

Внимание: при наличии на подводках запорных кранов или дросселей обязателен монтаж перемычки, обеспечивающей постоянную циркуляцию в стояке.

В системе ЦО нужен байпас между подводками.

  1. Отрезаем трубу по размеру и обжимаем ее в фитингах. При пролете подводок свыше полуметра они крепятся к стене хомутами.
  2. Проверяем прибор под давлением.

Для опрессовки при сброшенном контуре может использоваться ручной насос с манометром.

Надеемся, что наш материал поможет читателю в ремонте домашнего отопительного оборудования. Разумеется, что-то выпало из области нашего внимания: в небольшой статье невозможно затронуть все возможные проблемы и нюансы работы. Дополнительную информацию можно найти в видео в этой статье. Успехов!

Как заменить радиатор? (Снятие и установка)

Как снять радиатор?

Детали радиатора и вентилятора: 1– радиатор; 2 – бачок радиатора; 3 – электродвигатель; 4 – кожух; 5 – крыльчатка; 6 – резиновая подушка; 7 – сливная пробка

Перед заменой радиатора в своём автомобиле, многие автовладельцы задаются вопросом: «как снять радиатор охлаждения?» В этой статье вы найдёте ответы на свои вопросы.

Итак, перед началом работы следует помнить, что весь процесс снятия и установки происходит на холодный двигатель.

  1. Первым делом отворачиваем пробку расширительного бачка (не забываем про пробки радиатора и блока цилиндра – их тоже нужно снять).
  2. Сливаем охлаждающую жидкость в чистую ёмкость.
  3. Отсоединяем вентилятор радиатора от питания
  4. Отсоединяем все шланги, как от радиатора так и расширительного бочка.
  5. Затем переходим к отворачиванию гаек от кожуха охлаждающей системы.
  6. Придерживаем радиатор и вынимаем кожух с вентилятором.
  7. Радиатор свободен и готов к извлечению.

При необходимости так же можно отсоединить кожух от вентилятора для снятия электродвигателя.

Для проверки и ремонта радиатора прочтите статью: Как проверить и отремонтировать радиатор?

Установка радиатора описана в этой статье: Как установить радиатор?

Как установить радиатор

После снятие радиатора, его замены или ремонта, нужно поставить его на место и закрепить.

Установка радиатора охлаждения производится пошагово в обратном порядке снятию.

Процесс снятия описан в этой статье: Как снять радиатор?

1) Первым делом нанизываем сам радиатор и закрываем его вентилятором и кожухом.

2) Закрутив гайки, подсоединяем трубки, ставим пробки, подключаем вентилятор радиатора.

3) Заливаем охлаждающую жидкость, закрываем кришку.

4) Заводим, проверяем наш конечный результат и всё.

Ремонт радиатора


Самой частой причиной замены или ремонта радиатора – является уход охлаждающей жидкости из-за наличия дырки.

Обычно охлаждающая жидкость вытекает со стыка металла и пластика. И если течь не большая, то тешить эту проблему достаточно просто и самому. Для вместе с охлаждающей жидкостью в радиатор добавляем специальную смесь (продаётся в магазине), и через некоторое время течь устранится сама собой.

В ином случае не обойтись без покупки нового радиатора.

Проверка герметичности радиатора

Чтобы проверить герметичность радиатора, делаем следующее:

1) Наполняем ванну с водой

2) Затыкаем все отверстия в патрубках.

3) Опускаем в ванну на 20-40см и подаем давление в радиатор в размере 0,2 МПа (2 кгс/см 2 )

4) Смотрим результат в виде наличия или отсутствия пузырьков.

Замена радиатора

Так же вынужденная замена радиатора происходит после попадания авто в дтп как при лобовом так и боковом столкновении.

Как снять радиатор охлаждения двигателя самому?

Если двигатель Вашей машины стал часто перегреваться, а температурный датчик буквально «кричит», то с радиатором охлаждения движка что-то произошло. Замена радиатора будет более выгодной, нежели его ремонт, к тому же даже одна трещина спровоцирует появление пары-тройки новых, что непременно скажется на двигателе, причем скажется не самым лучшим образом. Для того, чтобы установить новый радиатор, не обязательно ехать в автосервис, Вы сможете все сделать собственноручно в гараже.

Что нужно знать про радиатор

Недооценивать значение радиаторов нельзя, так как именно этот элемент защищает двигатель от перегрева. Радиатор состоит из охлаждающего элемента и бачков с креплениями. Именно к этим бачкам прикрепляются трубки, шланги и патрубки, идут они по верху или низу радиатора. Фактически, радиатор – это теплообменник, отвечающий за отвод тепла. Обычно эта деталь расположена прямо перед двигателем. Необходимо учитывать тот факт, что радиатор находится в условиях, крайне близких к экстремальным, то есть под действием высоких температур и агрессивной внешней среды, посему не удивляйтесь тому, что иногда этот элемент перестает нормально функционировать. Радиатор может перестать работать из-за неисправностей охлаждающего элемента или же из-за сломанного бачка. При появлении такой поломки нужно или быстро все ремонтировать, или менять радиатор. В противно случае двигатель авто попросту перегреется, что очень нежелательно.

Главная функция радиатора охлаждения двигателя – поддерживать нужную для нормальной работы двигателя температуру. Когда двигатель только запущен, то радиатор тепло от него не забирает, благодаря чему движок может быстро прогреться. При достижении нужной температуры, в работу включается термостат, который «включает» радиатор. После продолжительной работы движка с высокой частотой оборотов, температура охлаждающей жидкости возрастет. Если это происходит, то начинает работать вентилятор, который гонит воздушный поток через центр радиатора дабы усилить теплообмен.

После того, как Вы запускаете двигатель, происходит нагревание жидкости до температуры в 120°С из-за большого давления в герметичной системе. Как только двигатель глушится, температура жидкости постепенно снижается, понижая и давление в системе. Детали, стенки которых достаточно тонкие, страдают от механических и термических нагрузок, а это приводит к ускорению процесса коррозии. Как известно, коррозия сильно ослабляет детали и соединительные элементы, которые через время попросту выходят из строя.

Радиатор может выйти из строя или по причине внушительного «возраста», или из-за механических повреждений, или из-за слишком высокого внутреннего давления. Если слишком долго использовать одну и ту же порцию охлаждающей жидкости, то это станет причиной формирования коррозии, а заржавевшие частицы будут забивать всю систему, а это будет мешать формированию и поддержанию рабочей температуры. По этой причине двигатель может перегреться, а охлаждающая жидкость закипит, в следствии чего будут образовывать паровые пробки, будет формироваться слишком высокое давление в системе, что приводит к разрыву радиаторных сот и патрубков. Если еще и не работает клапан, который нужен для отвода паров, то разрыв произойдет гораздо быстрее. Для того, чтобы не допустить подобный инцидент, радиатор нужно вовремя поменять, а для этого его придется демонтировать.

Что нужно для снятия радиатора

Прежде, чем переходить к выполнению работ, нужно сказать несколько слов о том, какие потребуются для этого инструменты. В принципе, ничего особенного Вам не нужно будет: обычный набор ключей, пара отверток и свободная чистая емкость под антифриз. Если Вы решили не ремонтировать радиатор, а установить новый, то придется купить новое изделие. Лучше приобретать оригинальную деталь, на которую выдается гарантия. Все же выбор за Вами, так как цена оригинала выше, чем цена копии, более, чем в 2 раза.

Процесс снятия радиатора

Современные радиаторы снимаются легко и просто, в низ есть небольшой ряд креплений. Далее Вы узнаете, как именно все сделать правильно.

1) Нужно слить антифриз

Переходить к выполнению работ по снятию радиатора нужно только после того, как двигатель полностью остынет, иначе Вы просто получите ожог от кипящего тосола. Для начала открутите крушу давления, которая может находится или на самом радиаторе, или на отдельном бачке, если он есть. Крышка давления находится в самом верху радиатора. Вы наверняка ее заметите из—за характерной надписи «Не открывать при работающем и горячем двигателе». Нестрашно, если произойдет небольшая утечка антифриза. Охлаждающая жидкость в системе находится под давлением, поэтому небольшая утечка – в порядке вещей.

Заранее заготовьте тару, куда Вы будете сливать находящийся в системе антифриз. У большинства машин есть специальный краник или сливная пробка снизу радиатора – просто открутите этот краник или откройте пробку, антифриз сам выйдет из системы. Если он не будет вытекать, то возьмите мягкую проволоку, которой нужно пробить заглушку. В случае отсутствия этого крана или пробки, а также невозможности убрать засорение с помощью проволоки, просто отсоедините нижний толстый шланг радиатора. Можете сохранить этот антифриз, его не обязательно менять после того, как Вы его сольете. Если ему уже много лет и километров, то в любом случае придется залить новую охлаждающую жидкость.

2) Отключите шланги и провода радиатора

Перед снятием радиатора, нужно проверить все шланги и хомуты. Если что-то из них износилось, то обязательно нужно купить им замену. Как показывает практика, хомуты с винтовыми зажимами практически всегда ломаются, поэтому замену им нужно покупать заранее. Если нужно, то можете сделать для себя заметки для того, чтобы можно было подключить все шланги обратно. Не путайте шланги, который идут к основному радиатору и к радиатору кондиционера. Нельзя путать сами радиаторы, устройство для кондиционера расположено ближе к решетке. Скорее всего, к радиатору кондиционера будет идти всего пара трубок (не шлангов), так как в них формируется достаточно внушительное давление. Эти трубки вообще нельзя трогать.

Кроме шлангов сверху и снизу, которые Вы сразу заметите, внизу, скорее всего, будет еще один шланг, а в случае наличия расширительного бачка к нему также будет идти шланг. К радиатору будет подходить электрический пучок проводов, которые соединяют само устройство с датчиком температуры и с автоматическим выключателем вентилятора. Все эти провода нужно обязательно отсоединить перед тем, как снимать радиатор.

3) Демонтируем вентилятор

Между радиатором и вентилятором может быть проводок. Все зависит от конструкции – придется или снимать вентилятор, чтобы получить доступ к радиатору, или же снимать все вместе. В некоторых моделях авто под радиатором может быть расположен брызговик, который тоже нужно убирать. У машин с коробкой-автомат может быть специальный охладитель в КПП, причем этот охладитель находится внизу радиатора. Обязательно отключите батарею от аккумулятора прежде, чем демонтировать радиатор, так как он имеет электрическое соединение.

4) Демонтируем радиатор

Зачастую, крепления радиатора легкодоступны и заметны сразу, но к некоторых моделей радиатор может фиксироваться необычными креплениями: внимательно рассмотрите радиатор и найдите точки, где находятся крепежи. У рядового радиатора имеется 4 крепежа по бокам и пара шлангов сверху и снизу. У электрического вентилятора болты держат не только вентилятор, но и кожух.

Прежде, чем откручивать любой маслянистый штуцер, под место соединения подставьте емкость, куда будет стекать масло. Если антифриз можно будет заливать обратно, то масло повторно использовать запрещено. В коробку передач залейте свежее масло, как только будет установлен новый радиатор. Масляные соединения нужно закрыть резинками или полиэтиленом, благодаря чему туда не будет попадаться грязь.

Болты крепления радиатора нужно отвернуть, а если устройство достается с трудом, то уберите все, что мешает. Не забывайте, что удаляемые детали должны остаться целыми. Вытаскивайте радиатор очень осторожно, дабы не повредить мягкие внутренние слоты и корпус радиатора. Постарайтесь не задеть лопасти радиатора, если отдельный демонтаж вентилятора невозможен.

И напоследок, несколько советов по установке нового радиатора. Прежде всего, он должен идеально входить в место крепления. Не помещайте его слишком резко, так как могут повредиться пластины. После установки верните на место все шланги, а зажимы плотно защелкните. В случае возникновения проблем с установкой шлангов, смажьте их теплоносителем. И только после того, как радиатор и шланги установлены, в систему заливается охлаждающая жидкость.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Оставьте комментарий