Как сделать бортовой компьютер своими руками

H Бортовой компьютер для авто на Arduino своими руками

в черновиках
Из песочницы

Приветствую!
UPD 27.12.2017: Решил дополнить статью что проект был доработан другим пользователем, улучшен скетч в плане автоматической задержки, восстановления связи в случае разрыва соединения и много других нюансов… спасибо!!! Oleg его почта для вопросов: 2003shef@gmail.com
Ссылка на скетч и библиотеки: www.dropbox.com/s/9ioe43694kxxccw/OBD.rar?dl=0
Его комментарии к переработке:
1.вся проводка и соединение всех модулей и узлов сохранены из первоначального проекта.(кроме подключения блутуз модуля, он теперь на серийном порте «1»)
2.программа жестко заточена под ардуино МЕГА 2560!!! на серийном порте «0» присутствует Дебаг при условии раскоментирования дефайна.
3.убран параметр задержки между опросами, задержка полностью интелектуальна и динамична, новый запрос не отправится пока не будет получен ответ на предыдущий с учетом таймаута.
4.добавлена функция восстановления связи в случае разрыва соединения (параметром потери связи служит отсутствие оборотов двигателя).
5.для работы требуется библиотека OBD.h вложенная в архив с проектом, этот экземпляр имеет несколько изменений от оригинала который можно скачать из интернета, и без неё скорее всего проект не будет работать или будет нестабилен.
папку нужно скопировать в папку » \Documents\Arduino\libraries»
Android приложение со всеми нюансами в Google Play: OliviaDrive
Мы сможем сделать бортовой компьютер, умеющий считать расход топлива, показывать температуру охлаждающей жидкости, скорость авто, расстояние поездки, потраченный бензин за поездку, обороты двигателя, давление во впускном коллекторе, температуру впускного коллектора, УОЗ, коррекции топлива, вольтаж датчиков кислорода, нагрузку двигателя и многое другое.

Еще фото





Список требуемых деталей для сборки БК

1) Arduino Uno R3 — 1 шт. ~ 7 долларов:
2) LCD2004 жк-модуль ~ 6 долларов:
3) Модуль Bluetooth HC-05 ~ 4 доллара:
4) OBD ELM327 Bluetooth сканер ~ 4 доллара:
5) Резистор 10 кОм подстроечный, бипер для звука, 2 кнопки для смены экранов, провода для соединений, корпус ~ 3 доллара.

Настройка блютуз модуля HC-05 для работы

Подпаиваем провода к пинам блютуза: (картинку с выходами смотреть в описании требуемых деталей)

  • 1 — это TX
  • 2 — это RX
  • 12 — это 3.3V
  • 13 — это GND
  • 34 — на этот вход тоже кидаем 3,3 V (нужен для перевода модуля в режим настройки с помощью AT команд).

Подключаем блютуз модуль к ардуине для его настройки

  • 1 — TX модуля в 6 пин ардуины. (внимание будет TX в TX это не ошибка!)
  • 2 — RX модуля в 7 пин ардуины. (аналогично не ошибка!)
  • 12 — и 34 пин к 3,3V ардуины.
  • 13 — GND ардуины.

Открываем Aduino IDE 1.0.6 (использовал эту версию) и заливаем скетч через USB порт в плату.
#include <SoftwareSerial.h>
SoftwareSerial BTSerial(6, 7); // TX | RX
void setup()
{
Serial.begin(9600);
Serial.println(‘Enter AT commands:’);
BTSerial.begin(38400);
}
void loop()
{
if (BTSerial.available())
Serial.write(BTSerial.read());
if (Serial.available())
BTSerial.write(Serial.read());
}
После успешной загрузки скетча открываем: Сервис->Монитор порта. Далее снизу ставим скорость 9600 бод и NL+CR вместе.

Далее вводим команды по одной и нажимаем . После каждого ввода должен быть ответ ok.
AT // (возможно 1 раз вылетит Error, не пугайтесь… это нормально, повторите опять)
AT+NAME=Car //Присваиваем имя модулю Car
AT+ROLE=1 // Переводим модуль в режим Мастер
AT+PSWD=1234 // Ставим пароль 1234 как на OBD ELM327
AT+BIND=AABB,CC,112233 //Прописываем Mac адрес OBD ELM327.
AT+CMODE=1 // Подключение модуля с фиксированным адресом
AT+UART=9600,0,0 // Скорость работы по UART
Заметьте, что mac-адрес вида: «AA:BB:CC:11:22:33» вводится как «AABB,CC,112233». MAC- адрес своего модуля ELM327 можете посмотреть, подключившись для начала на него со своего мобильника. (Стандартные пароли обычно: 1234, 6789, 0000).
Всё, настройка модуля Bluetooth закончена.

Теперь нужно собрать схему Arduino + блютуз + LCD-экран

Схема:
1.Начнем с подключения HC-05 Bluetooth модуля.

  • 1 — TX модуля засовываем в 7 Pin (Rx) арудины (именно TX в RX, не так как ранее);
  • 2 — RX модуля засовываем в 8 Pin (Tx) арудины;
  • 12 — Pin (3,3V) модуля в Pin 3,3V ардуины;
  • 13 — Pin (Gnd) в Gnd арудуины;
  • 34 — Pin мы никуда не подключаем (заизолируйте или отпаяйте).

2. Подключаем монитор LCD.

  • VSS экрана к GND ардуины;
  • VDD экрана к 5V ардуины;
  • V0 экрана к центральному выходу резистора;
  • RS экрана к 12 пину ардуины;
  • RW экрана к GND ардуины;
  • E экрана к 11 пину ардуины;
  • DB4 экрана к 5 пину ардуины;
  • DB5 экрана к 4 пину ардуины;
  • DB6 экрана к 3 пину ардуины;
  • DB7 экрана к 2 пину ардуины;
  • A — к 5V ардуины;
  • K — GND ардуины.

Одну из оставшихся ног потенциометра пустить на GND ардуины.
Переменный резистор на 10кОм нужен, чтобы управлять контрастностью монитора, так что если при первом включении вы включите и ничего не увидите, попробуйте отрегулировать контрастность шрифта поворотом резистора.
3. Подключаем дополнительную кнопку для переключения экранов с данными.
: один конец от нормально-открытой кнопки подключаем в GND ардуино, а второй конец в пин 10.
: GND + пин 9.
Бипер для звуковых предупреждений подключить по следующей схеме «+» к пину 13, а минус к GND ардуино.

Заливаем скетч в Arduino с помощью Aduino IDE 1.0.6 (использовал эту версию).

Единственное, в скетче присутствуют переменные, которую нужно подправить.
Нужно будет обязательно учесть три переменных:
1) ED=1.998 Например объем двигателя в литрах 1.398;
2) VE_correct=1.0; Корректировка объёмного КПД ДВС по таблице: (если расход реально меньше — то уменьшаем значение в процентном соотношении). Если не хотите калибровать добейтесь чтобы при прогретом двигателе мгновенный расход в л/час был в районе половины обьема двигателя;
5)speed_korrect_val=1; Корректировка скорости машины, смотреть по GPS/

Управление

, — листать экран вперед назад.
При включении при надписи «Connecting»… держать вход в режим показывания технологических экранов и параметров отдаваемых ЭБУ в 16-чном формате. Если будете включать БК не в машине то нужно отключить функцию опроса блютуз, надо продолжать держать две кнопки при надписи «Recovery»… до появлении надписи «All off»… а то экран будет все время пустой.
+ : 4 секунды — Сброс журнала общего пробега и потраченного бензина на втором экране, также это сброс ошибок на экране информации об ошибках.

Скетч:

Старый скетч был удален в плане многих дефектов в работе… новая версия по ссылке вверху статьи… он был доработан пользователем Oleg, спасибо ему большое!!!!.. его почта для вопросов: 2003shef@gmail.com
Все, идем в машину, вставляем ELM327 в порт, ардуину в зарядку для авто и проверяем.

НАСТРОЙКА СПОРТИВНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

АВТОМОБИЛЬ КАК СПОРТИВНЫЙ СНАРЯД

«Я точно знаю, как должна быть настроена моя машина. Не важно, где я стартую, на кольце в DTM или на чемпионате мира по ралли, я хочу всегда получить максимально нейтральный автомобиль!» Матиас Экстрем, чемпион DTM 2004 года.

Что такое тюнинг? Зачем и как гонщики настраивают автомобили? Если ваш опыт позволяет вам почувствовать нюансы поведения автомобиля на дороге — такие вопросы неизбежны. Михаил Горбачёв расскажет о базисных положениях настроек автомобилей.

Tuning и setup — слова иностранные. Первое известно давным-давно как радиотехнический термин настройки радиоприёмника на определённую частоту. Что касается тюнинга автомобилей, то это изменение их конструкций в лучшую сторону. ( Во всяком случае, этого всегда желают авторы переделок, но иногда получается и наоборот!) Переделки могут касаться форсировки двигателя, изменения характеристик подвески, доработки кузова ( например, расширение крыльев, усиление ) и установки аэродинамического «обвеса». Слоган специалистов тюнинга во всех странах мира звучит одинаково: «шире, ниже, громче, круче!» Въедливые журналисты автомобильных изданий путем драйв тестов, пытаются, как можно более точно описать поведение того или иного автомобиля на дороге в различных условиях. Здесь речь идет о серийных машинах, которые попадут в руки покупателей. Если бы они только знали, как разительно может меняться характер поведения машины, если поставить другие шины или амортизаторы! Говоря о тюнинге, мы всегда подразумеваем только «гражданские» машины, применяемых на обычных дорогах.

Настройку гоночной техники величают уже не тюнингом, а модным словечком «сетап». Понятие сетап появилось вместе с персональными компьютерами. Оно означает такую конфигурацию жёсткого диска, которая удовлетворит конкретного «юзера». В автомобилях — это настройка его элементов для конкретных условий. Установка более жёстких пружин — это тюнинг. А выбор жёсткости пружин под конкретную трассу относится уже к мероприятиям настройки. Значит, работа с техническими характеристиками — это настройка или сетап. Если посмотреть на переделки и настройку автомобиля объективно, то тюнинг и сетап перетекают друг в друга, их границы несколько размыты.

И всё же попытаемся дать более чёткие определения. «ТЮНИНГ» — это удаление или добавление технических элементов автомобиля для изменения его характера в определённом направлении. Это модификация автомашины, приспособление её для выполнения определённых функций.

«НАСТРОЙКА» означает приспособление технических характеристик определённых элементов машины к конкретным условиям. Ещё точнее настройкой можно назвать тонкую подгонку элементов спортивного или гоночного автомобиля к определённым условиям применения. Это настройка для квалификации или гонки, настройка для мокрого или сухого покрытия. Параметры таких настроек многообразны и включают в себя: давление в шинах, углы развала и схождения подвесок, высота автомобиля, состав горючей смеси, регулировка жёсткости амортизаторов, подбор передаточных отношений КПП, регулировка блокировки дифференциала, программирование блока управления двигателем. В программу настройки входит ещё и подбор шин, пружин подвески и амортизаторов, тормозных колодок и дисков, подбор углов атаки аэродинамических приспособлений. В серьёзных гоночных командах настройками руководит специальный человек — гоночный инженер.

Итак, гоночная машина настраивается под определённые условия, чтобы показать лучшее время на круге и быть конкурентоспособной в гонке. Это объективные условия. Не будем забывать и о пилоте. От его стиля управления машиной и пожеланий, касающихся настроек машины зависит немало. Это — субъективный фактор. В результате комбинации объективных и субъективных факторов возникает вопрос: насколько высока отдача пилота и насколько точна интерпретация гоночным инженером получаемых данных. В любом случае оптимальным вариантом будет альянс, в котором инженер и гонщик удачно дополняют друг друга для достижения цели. Цель — заставить гоночную машину ехать быстро, то есть раскрыть заложенный в ней потенциал на все 100%. Достичь этого намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Пример тому — Михаель Шумахер, потративший не один гоночный сезон чтобы сделать по-настоящему быстрым капризный болид Феррари.

Что же делает гоночный автомобиль быстрым? Динамика разгона? Нет. Способность машины ускоряться из поворота? Да! А ещё, точно реагировать на действия пилота, обладать внятной обратной связью, чтобы пилот мог всегда чувствовать границу сцепления шин с покрытием трассы. При нажатии на газ в повороте скольжение передних и задних шин должно быть одинаковым, что есть проявление нейтральной поворачиваемости. Вспомним слова быстрого шведа Матиаса Экстрема из эпиграфа. Они подтверждают, что принципы настроек для любых видов автогонок всегда остаются одинаковыми. Это легко объяснить тем, что на автомобиль, вне зависимости от того, по какому покрытию он движется, действуют одни и те же законы физики.

ТЮНИНГ

Кто и как может вмешиваться в конструкцию автомобиля и что-то в ней запросто менять? Не будем забывать, что любой автомобиль должен соответствовать строгим правилам безопасности и все его системы обязаны отвечать строгим техническим требованиям. Обычно, автор и исполнитель переделок не регламентируется, а вот устанавливаемым деталям уделяется пристальное внимание. В развитых странах любое изменение конструкции машины, будь то установка спортивного руля или колёс из лёгкого сплава с шинами другой размерности или спойлера подлежит техническому освидетельствованию. На каждую устанавливаемую деталь предъявляется сертификат качества и соответствия, данные которого, заносятся в технический паспорт и талон автомобиля. При этом бардачок автомобиля становится постоянным местом хранения сертификата. Любой полицейский вправе потребовать его для определения соответствия внесенных в документы деталей с фактически установленными! Такой давно порядок существует за границей и так будет в России, вопрос только времени.

Ещё один важный аспект. Настоящий тюнинг — это улучшение определённых характеристик автомобиля. Значит, он преследует определённые цели: улучшить динамику автомобиля, повысить эффективность тормозов, устойчивость в поворотах, оптимизировать работу подвесок и так далее. Хорошо, когда есть возможность сравнить продукт вашего творчества с другими тюнинговаными автомобилями. Участия в любительских гонках и ралли — отличная возможность сделать это. С чего начинается тюнинг? С правильного подбора колёсных дисков и шин. Это даёт максимальный эффект и вместе с правильно подобранными амортизаторами делает поведение автомобиля неузнаваемым. В положительном смысле, конечно.

Изменение дизайна машины можно отнести к тюнингу с большой натяжкой. Во-первых, на вкус и цвет товарищей нет, во-вторых, «украшательство» влияет на характеристики автомобиля чаще всего со знаком минус. Тех, кто обожает красоваться перед друзьями на машине с экстравагантным обвесом называют «каферейсеры», то есть «гонщики вокруг кафе». Таких хватает везде: и у нас и за границей. В большинстве своем они безобидны и подчас вызывают сострадание, когда их произведение автомобильного дизайна напоминает откровенный китч. Но некоторые из них могут представлять ещё и серьёзную опасность, когда затевают светофорные гонки или слалом в плотном потоке автомобилей.

НАСТРОЙКИ

Правильные настройки делают машину нереально быстрой! Это факт. Что главное в настройках? Заставить шину выполнять положенную ей работу, но при этом, не перегружая её. Шины могут дать ровно столько работы, столько, сколько они могут дать. Простите за тавтологию, но это действительно так. Ни двигатель, ни подвески не могут раскрыть свой потенциал, минуя шины, которыми машина «держится» за дорогу. Значит, главное в настройке подвески — заставить шины правильно работать.

Следующий пункт — баланс. Машина не станет быстрее, если шины на одной оси будут иметь лучшее сцепление, чем на другой. Понятно, что оптимальным вариантом считается нейтральная настройка, когда недостаточная и избыточная поворачиваемость проявляются как можно меньше. Для гоночного инженера это означает добиться настройками минимальной разницы в углах увода передних и задних шин. Понятно, что автомобили с различной компоновкой имеют свои особенности поведения. Проявляются они на большой скорости в поворотах. Передний привод с силовым агрегатом, давящим на передние колёса демонстрирует недостаточную поворачиваемость, то есть передние колёса теряют сцепление раньше задних. Заднеприводные машины страдают избыточной поворачиваемостью, когда сцепление теряют первыми шины задней оси. Внутри этой группы есть различия в поведении машин с переднемоторными и заднемоторными компановками. Поиск нейтральной поворачиваемости всегда сопряжён с множеством компромиссов в настройках и целиком зависит от таланта гоночного инженера.

Но главным компромиссом всегда был и остаётся стиль пилотирования гоночной машины самим гонщиком. Может быть, в повороте он слишком интенсивно прибавляет газ? Может быть, на входе в поворот он провоцирует слишком большое перераспределение веса? Или он всегда входит в повороты слишком быстро, что провоцирует машину идти по «замедляющей» траектории ( slow down)? А может быть, пилот слишком рано направляет машину в поворот, провоцируя этим недостаточную поворачиваемость? Действительно ли «грязная» траектория в поворотах вызвана «нервозным» поведением автомобиля, а не стилем пилотирования? Здесь мы подходим к важнейшему взаимодействию объективных и субъективных факторов. Вот как работают западные профессионалы: Гонщик обычно фантастически тонко чувствует автомобиль и может очень точно описать его поведение в любой точке трассы и любого поворота. Мастерство гоночного инженера состоит в искусстве правильно поставить вопрос, так как время прохождения круга может ничего не значить. Например, в настройках что-то меняется, и гонщик делает пару кругов всего лишь на «десятку» медленнее. Его вердикт: машина стала абсолютно неуправляемой. Как же так, ведь время практически не ухудшилось! Да, но гонщик умудрился своим мастерством компенсировать ухудшения в поведении автомобиля. Далее гонщик и инженер конструктивно обсуждают что делать. Добиться победы в гонке возможно только на автомобиле, на котором гонщик может делать всё что захочет.

Сформулируем ещё раз цель настройки гоночной машины: добиться как можно больше контролируемого сцепления шины с дорогой под определённого гонщика, для определённой трассы, и при определённых условиях. В предельных режимах каждая мелочь становится важной. Поэтому и важно определить, на что в поведении автомобиля влияют конкретные настройки, а что провоцируется пилотированием. Может быть, гонщик слишком агрессивно прибавляет газ в повороте? Происходит ли перераспределение веса машины на входе в поворот в правильной точке и должным образом? Может быть, пилот провоцирует недостаточную поворачиваемость излишне резким входом в поворот или слишком поздним торможением? Может быть пилот постоянно входит в повороты слишком быстро, что провоцирует траекторию «slow down»? Может быть, нервное поведение автомобиля провоцируется небрежным рулением?

Настройки бывают базисными и под конкретную трассу. Базисные настройки — это средний вариант, который можно легко модифицировать под каждую конкретную трассу. Чтобы найти их, требуется время, значит, нужны отдельные тесты. Скорее всего, для них подойдет одна из трасс, где позднее планируется участвовать в гонках.

Далее следует определить, что в настройках будет иметь постоянные значения, а что подлежит изменению и в каких пределах. Главное определить, что удастся менять быстро, так как гоночные уикенды всегда сопровождает настоящий цейтнот.

автор — Михаил Горбачёв

Гоночные секреты

Cтатьи Михаила Горбачева

ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО ВОЖДЕНИЯ
В прошлом автогонщик, а ныне тренер по автоспорту и известный журналист Михаил Горбачев представляет Вашему вниманию увлекательное описание профессиональных трюков, приёмов и техники пилотирования автомобиля в экстремальных дорожных ситуациях и на гонках.
ГОНОЧНЫЕ СЕКРЕТЫ
ВНИМАНИЕ! Здесь выложены фрагменты из книги Михаила Горбачёва «Экстремальное вождение.Гоночные секреты».
ГОНКИ ПО ЛЬДУ
Автомобильные трековые гонки на льду — на все сто процентов экстремальный вид спорта. Автомобили, пилотируемые отважными гонщиками, демонстрирующими своё искусство, на входе в виражи развивают огромную скорость, вздымая вверх фонтаны снежной пыли
ТАК ЧТО ЖЕ ЛУЧШЕ, ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД ИЛИ ЗАДНИЙ?
На заднеприводном автомобиле повернутые передние колеса создают эффект торможения, а толкающие задние — избыточную силу. Отсюда заднеприводники тяготеют к заносу, то есть скольжению задней оси в повороте, что называется избыточной поворачиваемостью. Для переднеприводного автомобиля в поворотах характерен снос передних колес из-за избытка или недостатка тяги при чрезмерных углах поворота колес, что называется недостаточной поворачиваемостью
ЭТОТ СЕРЬЁЗНЫЙ, СЕРЬЁЗНЫЙ КАРТИНГ…
Михаил Шумахер сказал как-то, что он не может себе представить, что кому-то может не понравиться ездить на карте. Полностью присоединяюсь к нему и в этом, тем более, что летний сезон начинается! Скажу больше. Эрнест Хэмингуей, например, говорил, что признаёт только три вида спорта: альпинизм, бокс и автогонки. «Остальное – это игры» — говорил он. А я добавлю, что внутри авто гонок, самое серьёзное, это картинг. Хотя, мне судить может быть ещё рано, но так подсказывает интуиция. Успехов на трассах!
НАСТРОЙКИ СПОРТИВНОГО АВТОМОБИЛЯ
«Я точно знаю, как должна быть настроена моя машина. Не важно, где я стартую, на кольце в DTM или на чемпионате мира по ралли, я хочу всегда получить максимально нейтральный автомобиль!» Матиас Экстрем, чемпион DTM 2004 года.
МОЖНО ЕХАТЬ ЭФФЕКТНО, А МОЖНО ЭФФЕКТИВНО.
Курянин Александр Сотников, мастер спорта. Выиграл в 2004 году Чемпионат России по трековым гонкам, а в этом году стал самым быстрым на кольце. Это ли не повод попросить мастера быстрой езды рассказать о тонкостях управления автомобилем в экстремальных ситуациях? Эта идея пришла в голову Михаилу Горбачеву, серьёзно работающему в области мастерства управления автомобилем.
ВДОЛЬ ИЛИ ПОПЕРЁК?
Всем известно, что кольцевики проходят повороты методом «вкатывания», а раллисты применяют прием «управляемый занос». Первые входят в поворот, ориентируя машину прямолинейно, передком вперед, а вторые влетают в повороты боком, вздымая клубы пыли летом и фонтаны снега зимой ( на радость зрителям). Поэтому у нас и существует непоколебимое мнение о двух различных стилях пилотирования спортивных и гоночных машин — кольцевом и раллийном. Разве такое возможно? Ведь физика движения автомобиля на пределе в повороте одна и та же независимо от покрытия трассы. И одна и та же для любого типа привода. В том смысле, что на машину действуют одни и те же силы. Давайте разберёмся.
СЕКРЕТЫ ЭКОНОМИИ
При разгоне с педалью газа «в пол» расход топлива увеличивается до 30 литров на 100 километров. Лучше всего разгоняться спокойно, или как пошутил один бывалый автомобилист-острослов — постепенно. Это особенно актуально при сегодняшних, кусачих ценах на бензин для поездок на большие расстояния..
ТРАГЕДИЯ БЫСТРЫХ КОЛЁС
Как можно говорить об успехах российских гонщиков на мировой арене, когда наша страна долгие десятилетия была изолирована от остального гоночного мира пресловутым «железным занавесом»? Не удивительно, что для многих россиян будет открытием узнать, что у отечественного автомобильного спорта есть своя история…
ПОСМЕРТНАЯ ОДА ЗУБИЛУ
Восьмёрку окрестили Зубилом на ее родном тольяттинском заводе сами заводчане за форму кузова и особенно его носа. Плевали они на шильдик с гордым названием Спутник или Samara (в экспортном варианте).Если сравнить Зубило со всеми отечественными заднеприводными самобеглыми повозками, то — это, пожалуй, большой шаг вперед и только немного в сторону. Известно, что советский переднеприводник возили в Германию дорабатывать в исследовательском центре Porsche. Что именно улучшали и вышел ли прок от столь дорогостоящих консультаций, история умалчивает.
ОБ ЭКСТРЕМАЛЬНОМ ВОЖДЕНИИ С ЮМОРОМ
Один мой знакомый как-то сказал мне: «Обожаю экстремальное вождение! Люблю «проверять края»! — и от его слов явно пахнуло едким запахом подгоревших тормозов, смешанным с крепкой вонью подожженых накладок «ферродо» сцепления, а воображение само собой нарисовало чёрные жирные следы от шин на сером асфальте. Кто эти сумасшедшие, делающие подобные заявления и что это, наконец, за понятие — экстремальное вождение? Что испытывает неподготовленный водитель за рулем на запредельных скоростях и зачем весь этот риск?
ЦИОЛКОВСКИЙ, ПОЛОЖЕНЫЙ НАБОК
С нами господин Свами Судьбиноши, индус, профессор лондонского университета теологии, специалист по автоастрологии. Проездом из Лондона в Дели, он остановился в Москве, и нашему российскому корреспонденту Михаилу Горбачёву посчастливилось задать ему несколько вопросов. Профессор Свами Судьбиноши рассказал о своем взгляде на автомобиль на рубеже веков, назвав его изобретение неудачной попыткой духа оторваться от земли.
Книга Михаила Горбачева «Самоучитель безопасного вождения. Современный стиль»
Книга адресована всем, кто хочет научиться классно водить машину, а так же:
• тем, кто собирается получить «права» и сесть за руль автомобиля;
• тем, кто уже учится в автошколе;
• тем, кто мечтает сдать экзамены экстерном;
• тем, у кого уже есть «права», но нет навыков вождения;
• тем, кто решил повысить свою культуру вождения современного автомобиля;
• тем, кто хочет овладеть современным классным стилем вождения, то есть ездить быстро, но безопасно;
• тем, кто хочет получать от управления автомобилем истинное удовольствие.
Книга М.Г.Горбачёва «Экстремальное вождение. Гоночные секреты»
Многие из тех, кто сегодня впервые садится за руль, и не подозревают, что существуют теории и методики управления автомобилем. И что эти теории и методики возникли там, где было необходимо достижение наивысших безопасных скоростей, — в автомобильном спорте. Не каждый может стать Шумахером, Сенной или Фанхио. Однако каждый должен понимать, какие процессы происходят с автомобилем во время движения. И если многие профессиональные гонщики держат в секрете приемы управления автомобилем, то зачастую не потому, что делают это осознанно, а из-за неумения объяснить это другим. Поэтому интересно, когда своими знаниями и опытом делится профессиональный гонщик, мастер спорта, обладатель титула чемпиона страны, действующий тренер — Михаил Горбачев. Но самое главное — журналист, который великолепно знает автоспорт и умеет в доступной форме описать секреты управления автомобилем.
посетите сайт Михаила Горбачева www.drive-class.ru:

0. Введение
Все вы уже наверняка сталкивались с GPS-навигаторами. Так вот, прежде чем отважиться на покупку этого девайса — запомните: не все gps-навигаторы одинаковы полезны!
Это где-то зарубежом можно пойти магазин и купить хороший товар. В нашей стране отправляясь в магазин нужно знать, что именно ты хочешь купить, и сколько это должно стоить. Иначе тебя наебут как лоха и обдерут как липку.
Вот и сейчас с завидным постоянством находятся люди, которые приходят в «Эльдорадо», подзывают продавца, и говорят: «мне нужен gps-навигатор». И выходят они из этого магазина с откровенной хуйнёй, купленной за огромные деньги.
Например, недавно товарищи таким вот образом купили навороченный Pioneer Avic S2 за 10.000 рублей с функциями:
• адаптера громкой связи Bluetooth для сотового телефона
• MP3-плеера
• мультимедийного просмотра фотографий
Короче, все функции, кроме одной единственной — навигации. Подумаешь, какая мелочь..
• Потому что не пришло в голову товарищам при покупке навигатора задать продавцу один единственный вопрос: «А карта нашего города там есть?»
• Потому что не приходит в голову сраной фирме iGo, что Россия — это не только Москва и Питер — но ещё и дофига разных мелких городов, типа Липецка, Воронежа, Саратова, Орла и Урюпинска, и т.д.
• Потому что не приходит в голову ебланам из Эльдорадо, что не надо продавать на российской периферии навигаторы, для которых карт этой самой переферии нет, не было, и ближайшее время не предвидится — за бесперспективностью этого занятия для зарубежного разработчика.
1. Сравнительный анализ навигационных систем
Между тем, были бы мои товарищи в теме — купили бы Garmin Nuvi 205 за 8.000 руб — для которого есть карты 63 регионов России, все областные центры нанесены минимум — с названиями улиц, а половина — с контурами и нумерацией домов.

Но нет, полки магазинов у нас завалены всяческими TomTom, Nec, Pioneer, и кучей noname китайских поделок, типа MIO, Orion или Shivaki. Встречаются и вовсе загадочные девайсы с единственной надписью «GPS» на морде.
Став счастливым обладателем этого устройства, люди с разочарованием обнаруживают, что их 500.000-й город на карте изображён одной единственной точкой на перекрёстке федеральных трасс. И более-менее подробные карты есть только Москвы, Петербурга, и ещё в лучшем случае десятка крупных городов России.
Вот краткий сравнительный анализ покрытия карт навигации на 01.03.2009:

Навигационная система Производитель карт Количество регионов России с детальным покрытием Количество областных центров с домами
Garmin Навиком 63 38
Навител Навигатор Навител 34 27
iGo 2006 teleAtlas 26 9
Автоспутник teleAtlas 26 9
City Guide Геоцентр-Консалтинг 32 6
JJ-connect +
Автоспутник
JJ-Group
«Мегаполис»
16
TomTom TomTom 2
iGo 8 карт России нет

Не текущий момент по картографическому покрытию безусловно лидирует Garmin, на втором месте — Навител. Остальные системы навигации подойдут, пожалуй, лишь тем, кто предпочитает не выезжать на своём автомобиле за пределы МКАДа.
3. Виды GPS-навигаторов
• Если вам достался навигатор Garmin — радуйтесь: вы можете купить (или скачать 😉 свежие карты — и ездить по ним.
• Если у вас КПК под Windows Mobile или Palm OS, или интеллектуальный телефон под Symbian’ом — тоже не проблема: скачайте Garmin Mobile XT, разлочьте, залейте карты — и получите полноценный Garmin.
• Но что делать если у вас уже есть некий аппаратный навигатор с совершенно не устраивающим вас программным обеспечением?
4. Что такое PNA?
Глобализация и лень производителей даёт очевидные преимущества. Сейчас на рынке появилось огромное количество устройств PNA (Personal Navigation Assistant) — на базе.. Windows CE! Все Pioneer’ы, MIO, JJ-Connect’ы — это именно такие устройства.
Краткая теория, чтобы вы понимали о чём речь. Фактически, такое устройство представляет собой миниатюрный компьютер, с миниатюрной виндой, управляемый вместо мышки сенсорным дисплеем. Правда, производитель предпринял все меры, чтобы вы об этом никогда не догадались: вместо виндовой заставки обычно заставка производителя, вместо рабочего стола — специальная программа, ограничивающая пользователя рабочим меню устройства с собственными функциями навигации и настроек системы.
• ПЛЮС — в том, что обойдя оболочку производителя, и получив доступ к винде — мы можем установить на девайсе кучу нужного и оригинального софта, и вообще использовать его как полноценный КПК. Умельцы сообщают о фактах установки на автомобильные навигаторы различных игр, книгочиталок, видеоплееров и даже офисных приложений.
• МИНУС — это кпк, и кпк под виндой. А винда, как известно, умеет глючить, и иногда даже сваливаться. Хоть WinCE и заявляется как операционная система с повышенной устойчивостью — неосторожные действия пользователя при общении напрямую с виндой могут превратить ваш pna в безответный бесполезный девайс.
5. Установочные файлы
Некоторые умные производители (например Pioneer) ставят на кпк две флешки — рабочую и резервную — всегда доступную только для чтения, и дают возможность производить так называемый «холодный reset» — когда содержимое рабочей флеш картой с установленной виндой и программным обеспечением затирается содержимом резервной флешки. С одной стороны это надёжно — привести такой кпк в нерабочее состояние довольно проблематично. С другой — не очень удобно: весь установленный вами софт может быть уничтожен одним нажатием ручки и заменён на стандартную заводскую систему.
Выкручиваются из этой ситуации довольно просто: в корень внешней SD-карточки кладётся стандартный файл autorunce.exe, который запускается автоматом после холодного reset’а и обнаружения карточки, и устанавливает весь необходимый софт из файла mnavdce.cab.

На этом следует остановится подробнее. Cab — это определённый формат установочных пакетов, применяемых на WinCE. Создавать собственные cab-файлы и редактировать существующие можно с помощью замечательно (правда, платной) утилиты Win CE CAB Manager. Лекарство к которой легко ищется в интернете.

Утилита позволяет формировать установочные пакеты со следующими действиями:

• Размещение файлов в системных каталогах устройства и на флеш-носителях
• Создание ярлыков на рабочем столе и в меню Пуск
• Создание записей в реестре системы
Да, да, не удивляйтесь: на вашем навигаторе тоже есть реестр. К счастью, существенно меньший, чем на полноценном Windows XP.
6. Утилиты
Жизнь была бы не так интересна, если бы под WinCE не было кучи полезных системных утилит от разных производителей:
Нам понадобятся:
• regedit — миниатюрный редактор реестра
• cecmd.exe — Total Commander под WinCE
• jotkbd.exe — эмулятор клавиатуры
• movewindow.exe — для сдвига назойливых окон
• resinfo.exe — для получения информации о системе
• port splitter.exe — замечательнейшая утилита для расшаривания gps-модулей между несколькими приложениями (о ней мы поговорим позже)
• MortScript.exe — язык для создания простеньких скриптов под WinCE. Аналог .bat файлов для DOS, толькоболее продвинутый.
Скачать набор наиболее часто используемых утилит WinCE можно отсюда: utils.zip. Рекомендую скачать и распаковать в отдельный каталог на SD-карте — они нам ещё пригодятся.
7. Влазим внутрь
Итак, перед нами лежит выключенный pna со стандартной менюшкой. Обычно там есть команды «Навигация», «Приложения» и «Настройки». При нажатии на кнопку Навигация запускается некая сторонняя софтина, например:
• Автоспутник на JJ-Connect’е
• Навител Навигатор на Shivaki
• iGo на Pioneer’е.
Таким образом, на стандартном pna оболочки две: первая оболочка — показывает меню, а вторая — осуществляет навигацию. При этом рабочий стол WinCE и панель задач скрыты. «Разлочка» устройства может выполняться несколькими способами, в зависимости от устройства, и от того, что именно вы хотите добиться.
• 1 вариант: замена навигационной программы на другую
• 2 вариант: замена стандартного меню на собственное настраиваемое
• 3 вариант: отмена всех программных оболочек и запуск рабочего стола
Мы с вами рассмотрим первый вариант, как наиболее безопасный. Второй и третий варианты разлочки следует выполнять крайне аккуратно — так как некоторые устройства при неудачной попытке запуска навигационного меню отключаются от внешнего мира и перестают реагировать на события.
Если вы всё же хотите разлочить свой pna до уровня кпк — читайте соответствующие темы на форуме. И прежде чем заниматься этим, особое внимание уделите теме «Как не убить собственный навигатор».
Особенно это актуально тем, у кого навигатор с одной единственной флешкой, а дырочка «reset» с боку устройства выполняет не полноценное восстановление ОС и всех установленных программ — а всего лишь обычную перезагрузку. Заметьте, таких моделей навигаторов БОЛЬШИНСТВО.
Неловкое движение в реестре, или нечаянный запуск форматирования системной флеш-карты из Панели управления — приведёт к большому геморрою в попытках оживить устройство.
8. Начинаем разлочку
Запомните одну аксиому: не смотря на то, что все способы разлочки схожи, универсальных способов, которые бы без изменений подходили к любому девайсу — не существует. Поэтому выполняя каждую операцию по разлочке нужно понимать, что именно ты сейчас делаешь, и к каким последствиям это приведёт.
Первый и второй варианты разлочки сводятся обычно к замене exe-шника навигационной программы или стартового меню на нужное приложение (для чайников подробное объяснение ).
Вы-первых, надо понять, как устройство подключается к компьютеру. Внешнюю SD-карточку устройства всегда можно засунуть в карт-ридер, а само устройство обычно подключается usb-шнурком. Тут есть два варианта: либо оно напрямую видится в системе как дисковый накопитель, либо для того, чтобы обмениваться с устройством файлами вам придётся установить Microsoft ActiveSync.
То есть, нам нужно получить доступ к файловой системе самого устройства, и его внешней SD-карты. После чего эмпирическим путём находим (угадываем), где лежит exe-шник навигационной программы. В зависимости от производителя устройства, он может располагаться на карте памяти, а может и на внутренней флеш-карте устройства.
Например:
• \SDMMC\Navitel\Navitel.exe
• \SDMMC\MobileNavigator\MobileNavigator.exe
Первое, что я обычно делаю — переименовываю старый exe-шник — например, дописывая к имени символ «1»: MobileNavigator1.exe. А на его место кладём уже знакомый на cecmd.exe, названный оригинальным именем: MobileNavigator.exe.
По-человечески отключаем навигатор от компьютера, перегружаем, дожидаемся появления меню, и выбираем пункт «Навигация». Если всё сделано правильно — вместо навигационной программы перед вами появится файловый менеджер Total Commander для WinCE.
9. Исследуем устройство

Теперь, когда вы полчили доступ к файловому менеджеру — много становится возможным. Для начала запускаем утилиту resinfo.exe — для того чтобы получше идентифицировать устройство. В открывшемся окне переходим на закладку System. Здесь можно узнать:
• версию установленной на вашем девайсе операционки — WinCE 5.00.0
• тип процессора — ARM926T
• размеры экрана — 320×240 пикселей
• кодовый идентификатор системы — MALATA_GPS

Что нам это даёт? Во-первых, можно поискать информацию в сети не только по имени прибора, зачастую яндексу с гуглом неизвестному — но и по кодовому идентификатору системы. Случается что приборы, продаваемые под различными торговыми марками, внутри полностью идентичны.
Вы-вторых — теперь мы знаем под какую версию ОС, процессор и разрешение экрана следует искать софт.
Хотите получить из навигатора полноценный кпк? Зайдите в папку \WINDOWS и запустите explorer.exe. Затем воспользуйтесь утилитой TaskbarShow.exe из комплекта Utils.zip. И вот перед вами полноценный КПК, с меню Пуск и Панелью задач.
10. Знакомимся с Garmin Mobile XT
Дальнейший план действий понятен: вместо Exe-шника надо прикрутить то, что нам нужно. Это может быть одна из нескольких программ, реализующих интерактивное пользовательское меню. В него вы сможете встроить запуск любых навигационных систем, игрушек, и просто разных программ.
В нашем более простом случае — это должна быть навигационная система на базе программы Garmin Mobile XT — позволяющей работать с картами Garmin. Основная проблема заключается в том, что официальные версии этой программы выпущены под Windows Mobile, Symbian и Palm — но только не под WinCE.

Если ещё год лет назад назад эта проблема была неразрешима — то сейчас умельцы выпустили уже несколько пакетов Garmin Mobile XT под WinCE. Это стало возможным вследствии того, что ядра систем WinCE и Windows Mobile во многом идентичны.
Вот ссылки на эти пакеты:
• GarminMobXTWinCE.zip
• GarminMobileXTforWindowsCE_50010w.rar
• GarminMobileXTforWindowsCE_50020w.7z
Сложно сказать, какой именно пакет подойдёт к вашей системе. Если у вас версия WinCE 5.00.20 — рекомендую начать с GarminMobileXTforWindowsCE_50020w.7z, если ниже — с GarminMobileXTforWindowsCE_50010w.rar В сети можно найти также множество других сборок, в том числе и под разлочку конкретных устройств.
11. Скрипт для запуска Garmin
Чтобы запустить Garmin Mobile XT на WinCE недостаточно вызвать Que.exe. Сборки хороши тем, что в них уже встроен скрипт на языке MortScript для запуска приложения. Обычно этот скрипт называется Garmin.mscr и содержит следующие действия:
• 1) Проверка: если Garmin Mobile XT уже запущено — то просто активируем её окно:
If(WndExists(«Garmin Mobile XT»)) Show(«Garmin Mobile XT») Exit EndIf
• 2) Запускаем explorer.exe (если он до сих пор не запущен). Если ваш GMXT вываливается с ошибкой «Read access violation at data address 0xFFFFFFFC» — значит скорее всего у вас не запущен explorer.exe, а garmin’у он нужен:
If(not ProcExists(«explorer.exe»)) Run(«\windows\explorer.exe») Sleep(400) EndIf
• 3) Не смотря на то, что explorer.exe для работы garmin’а нужен, панель задач будет только мешаться и заслонять его окно. Чтобы избавиться от неё воспользуемся утилитой TaskbarHide.exe из того же Utils.zip:
Run(SystemPath(«ScriptPath»)\»TaskbarHide.exe») Sleep(500) Run(SystemPath(«ScriptPath»)\»TaskbarHide.exe»)
• 4) Копируем настройки GMXT с SD-карты на внутреннюю флешку устройства. Если не сохранять настройки на SD-карте — программа будет каждый раз забывать их, запускаясь с настройками по-умолчанию.
XCopy(SystemPath(«ScriptPath»)\»Settings\*.*», «\Garmin», TRUE)
• 5) Запускаем Garmin Mobile XT и дожидаемся завершения его работы:
RunWait(SystemPath(«ScriptPath»)\»..\Apps\WM\que.exe»)
• 6) После завершения работы приложения — забираем его настройки обратно на SD-карту:
XCopy(«\Garmin\*.*», SystemPath(«ScriptPath»)\»Settings», TRUE)
• 7) Возвращаем панель задач на место. В противном случае при следующем запуске explorer’а её не будет видно:
Run(SystemPath(«ScriptPath»)\»TaskbarShow.exe»)
• 8) Отстреливаем explorer.exe — обычно навигатору он без надобности:
If(ProcExists(«explorer.exe»)) Kill(«explorer.exe») EndIf
Вот такой вот скрипт получился. Запускаем, пробуем. Если при запуске получаем сообщение «‘ProcExist’ requires toolhelp.dll» — добавляем в каталог со скриптов библиотеку toolhelp.dll из пакета Utils.zip.
12. Разлочиваем Garmin Mobile XT

При первом запуске GMXT вас обрадует сообщение: мол, дескать — купи меня! Смело отправляем хитрую программу куда подальше с такими идеями — выбирая пункт меню «Соединение с Garmin GPS». Если вы не видите на экране этого пункта, и последняя команда у вас «Ключ продукта» — значит программа неправильно определила размеры экрана устройства.
Выслушав, что без GPS-приёмника производства Garmin программа работать не будет — выбираем язык и попадаем в основное меню программы. Если вы видите эту картинку — 3/4 вашего тяжкого пути уже пройдено. Заходим в меню «Настройки» -> «О системе», и переписываем на бумажку ID карты памяти (обычно состоящий из 10 цифр).

Выключаем прибор, снова вставляем карту в карт-ридер. Запускаем генератор ключей для карт Garmin. Ссылку давать не буду, но в интернете его навалом. Вам нужна версия генератора не ниже 1.5.
В строке Unit ID вводим ID карты памяти. В строке Software Product — выбираем Garmin Mobile XT. Нажимаем верхнюю кнопку Generate. Получится серийник для разлочки Garmin Mobile XT под сторонние (не Garmin) GPS-приёмники. На мобильном устройстве, в папке Garmin создаём текстовый файл sw.unl Записываем в него единственную строчку — с получившимся серийным номером — хотя бы с помощью редактора «Блокнот».
Продолжаем работать с генератором ключей. В строке Map Product указываем . Появится диалоговое окно. Для набора карт «Дороги России версии 5.xx» вводим FID=1280, нажимаем OK. Нажимаем нижнюю кнопку Generate. Получаем серийник для разлочки карт «Дороги России» на данном устройстве. На мобильном устройстве, в папке Garmin создаём текстовый файл gmapsupp.unl Записываем в него единственную строчку — с получившимся серийным номером — хотя бы с помощью редактора «Блокнот».
Если всё сделано правильно, программа разлочена.
13. Устанавливаем карты
Устанавливаем базовую карту мира для Garmin Mobile XT. Для этого скачиваем с официального сайта garmin файлик GarminMobileXTFreeBasemap_4xxxx.exe. Запускаем установку, программа находит карту памяти в картридере, и сама предлагает установиться туда.
Если ваша сборка GMXT под WinCE не включала в себя голосовые файлы Garmin Mobile XT (посмотреть их наличие можно в папке Voice) — скачиваем с официального сайта GarminMobileXTSupportFiles_4xxxx.exe. Аналогичным образом запускаем установку, программа находит карту памяти нашего мобильного устройства, и сама предлагает установиться туда.
Добываем из интернета карту «Дороги России 5.11» Она должна представлять собой .img файл размером около 490 Мб. Если добыить неоткуда — выдираем из официального дистрибутива map_updater_5_11.exe, который пока ещё можно скачать с сайта Garmin совершенно свободно. В процессе установки программа распаковывает во временный каталог файл gmapsupp.img, который можно оттуда забрать — как только появится первое диалоговое окно с просьбой подключить обновляемое устройство к компьютеру. Сразу оговорюсь, что для версий 5.12 и 5.13 такой вариант уже не прокатывает.
Вытащенный файл gmapsupp.img версии 5.11 кладём в отдельную папку, и запускаем пакет GMapTool, который можно скачать отсюда:
• В список файлов добавляем наш gmapsupp.img.
• Переходим на закладку Write ставим галочку Insert unlock code
• и вводим в поле код из файла gmapsupp.unl.
• Жмём write all и проверяем, что в логах нет ошибок.
• Копируем исправленный gmapsupp.img в папку Garmin карты памяти устройства.

Запускаем map_updater_5_12.exe и обновляем карты до версии 5.12, затем map_updater_5_13.exe — до версии 5.13.
Процесс установки карт завершён. По-человечески вынимаем флешку из картридера, вставляем в устройство и запускаем Garmin.
14. Если garmin не видит gps-приёмника
На многих pna-приборах возможна ситуация, когда правильно разлоченная GMXT уже не предлагает зарегистрироваться — но всё равно упорно не видит GPS-приёмник. Это вызвано тем, что виртуальный COM-порт, через который подключен к WinCE встроенный GPS-приёмник уже занят каким-то другим штатным приложением. Для выхода из подобной ситуации создана программа Port Splitter, о которой говорилось ранее.
Она предназначена для «расшаривания» одного COM-порт, на котором работает GPS-приёмник между несколькими приложениями — путём трансляции с него данных на виртуальные COM-порты: COM1..COM9. Файл Port Splitter.exe нужно поместить в ту же папку, где лежит скрипт для запуска GMXT — garmin.mscr.
Существует два варианта работы программы Port Splitter:
• включительно по версию 1.20 программа хранит свои настройки в реестре
• версия 1.30 сохраняет настройки в файле settings.dat (который почему-то всегда датирован 01.01.2007)
Рекомендуется использовать наиболее свежую версию программы. Старая 1.20, работавшая на Voxtel’е на Shivaki почему-то не видела ни одного COM-порта.

Запускаем Port Splitter — должно появиться окно программы. Выбираем входящий порт, на котором висит встроенный GPS-приёмник устройства. Обычно это COM7. Устанавливаем скорость обмена данными — обычно это 9600 бод. Скорость и номер вашего COM-порта можно узнать, запустив старую навигационную программу и заглянув в её настройки.
Добавляем в список исходящих портов хотя бы один порт, на который будем раздавать сигналы с устройства. Допустим, это будет COM0. Обязательно устанавливаем галочку «Автозапуск». Нажимаем «Старт», затем «ОК» в заголовке окна. Окно должно исчезнуть.
Запускаем GMXT и убеждаемся, что GPS-приёмник найден. Если вы находитесь в помещении — не ждите, что будут найдены спутники. Но приёмник программа должна распознать, и начать процесс поиска спутников.
Снова запускаем Port Splitter.exe. Нажимаем «Стоп», затем «Exit». Внимательно смотрим в каталог, где располагалась программа — там должен появиться файл Settings.dat. Копируем его под именем Settings.bak. Это делается для того, чтобы если по какой-то причине настройки порт-сплиттера слетят — при следующем запуске восстановить их из резервного файла.
Для того, чтобы автоматизировать этот процесс — добавляем в garmin.mscr между 3) и 4) пунктами — следующие строки:
Copy(SystemPath(«ScriptPath»)\»Settings.bak», SystemPath(«ScriptPath»)\»Settings.dat», TRUE) If(not ProcExists(«Port Splitter.exe»)) Run(SystemPath(«ScriptPath»)\»Port Splitter.exe») Sleep(500) EndIf
15. Последние штрихи

Проверяем, что при запуске скрипта garmin.mscr — запускается GMXT, которая видит спутники, определяет текущие координаты (на открытом воздухе) и нормально показывает детальные карты.
Для этого заходим в меню «Куда» -> «Адрес» -> Липецк (или любой другой областной центр), ул.Ленина, д.1. После того, как программа нашла наш дом, или по крайней предложила дома с похожими номерами — нажимаем кнопку «На карте». Максимально приближаемся, и убеждаемся что контуры домов видны.
Теперь нужно сделать так, чтобы по кнопке «Навигации» у нас запускался не cecmd.exe — а GMXT. Воспользуемся пакетом runme.zip, состоящим из трёх файлов:
• runme.mscr — произвольного скрипта на языке MortScript
• MortScript.exe — интерпретатора языка MortScript
• runme.exe — программы, единственная задача которой — запустить скрипт, имя которого совпадает с именем .exe-файла.
Ищем, как называется и где находится exe-файл, который отвечает за систему навигации (его мы подменяли в разделе 8). Например, если он называется Navitel.exe и лежит в папке Navitel SD-карты — переименовываем runme.exe и runme.mscr в Navitel.exe и Navitel.mscr соответственно, и кладём их в ту же папку на карте.
Редактируем Navitel.mscr:
Errorlevel(«warn») RunWait(SystemPath(«ScriptPath»)\»..\Garmin\RunGMXT\Garmin.mscr»)
Ставим флешку обратно в устройство, перегружаем, и пробуем: при нажатии кнопки «Навигация» должен запуститься GMXT.
16. Заключение
Не получилось? Внимательно выполняем по шагам всё сначала. Курим форум до чувства полного просветления. Аффтар уже ставил GMXT на Pioneer, на Voxtel и на Shivaki — и со всей ответственностью заявляет: универсальных способов разлочки, которые бы без единого изменения изменения подходили к каждому девайсу — НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
Получилось? Говорим Спасибо аффтару 🙂
В качестве примера — пакет для разлочки навигатора Shivaki (естественно, без карт) — можно скачать (43 Мб).
С нетерпением жду, когда наконец я смогу поставить Garmin Mobile XT на свой пылесос и подключить к «живому журналу» свою микроволновку..

KIA Spectra Black pearl super charge ›
Бортжурнал ›
Персональный компьютер в машину или CAR-PC

Идея возникла еще несколько лет назад, как бы интегрировать персональный компьютер в машину, ведь он представляет собой безграничные возможности ограниченные наверное только фантазией и техническим развитием индустрии.
Тут я далеко не первопроходец и плавно следил за развитием этой темы и поняв, что сейчас всё это уже довели до логического севершенства. а именно на рынке появились специальеные миниатюрные блоки питания ориентированные именно под автомобиль, научились делать компактные и мощьные материнские платы и появилось массу гаджетов под это дело.
Вопщем я приступил к этой может быть безумной затии.
Многие спросят, а зачем городить что-то, когда сейчас уже давно есть готовые мультимедийные системы в виде 2din магнитол, отвечающие многим запросам. но нет, для большинства людей конечно этого достаточно но не для меня, ведь эти мультимедийные центры обладают тоже своими ограничениями, например нельзя просто добавить дополнительные функции если возникла какаято дополнительная потребность, многое просто ограниченно примитивной операционной системой. Вот тут то и раскрывается весь потенциал персонального компьютера, как говориться ставь какие хочен приложения, прикручивай какие угодно гаджеты и всё будет работать.

Внимание! Описание в процессе написания Пока просто некоторые фото и часть описания. постараюсь сделать более качественные снимки и снять видео как всё это работает!

Конечно очень буду рад вашему вниманию, пальчику вверх и такому наркотику как овердрайву 😉

основные комплектующие — материнская плата формата MINI ITX Размером 170х170мм хорошо зарекомендовавшей фирмы Zotac в себе имеет 2 ядра с частотой 1600Мгц, интегрированное видео, память потдерживаеться оперативная, интегрированный звук 5.1, планка оперативки на 2 гига и блок питания M2ATX разработанный специально для CAR-PC систем
M2ATX блок питания ближе.
В нем как в магнитоле есть два плюса один постоянный от аккумулятора а другой от замка зажигания, как правило подключается к режиму ACC. Вопщем как только поворачиваеш ключ зажигания в режим ACC или соотвецтвенно дальше, то этот блок питания эмулирует нажатие кнопки POWER (к ниму проводком двухпиновым материнка подключаеться, в разъём для кнопки POWER) и тем самым компьютер запускаеться, когда выключаеш ACC (как правило когда уже выходиш из машины и вынемаеш ключ, то блок питания эмулирует нажатие на кнопку POWER от чего компьютер начинает завершение работы (можно в компьютере настроить например что-бы не завершал работу а переходил в спящий режим) далее когда блок питания понимает что компьютер выключился он переходит в дежурный режим (энергопотребление при этом практически 0) также в этот блок питания контролирует напряжение аккумулятора, если оно упало ниже 11.5 вольт (например забыл вынуть ключь от зажигания и оставил машину наночь, или мало ли что) то блок питания завершит работу системы, а если например компьютер выключен и акумулятор подсевший, то блок питания не запустит компьютер пока напряжение не поднимиться. также этот блок питания при запуске может давать команду на запуск других устройств (например усилителя) вопщем можно еще долго описывать что он может.
Твердотельный жесткий диск (Или очень быстрая флешка) Его достоинства перед обычным жестким диском, он не восприимцим к вибрации и ударам, может работать при экстремальных температурах и самое главное он очень быстрый
Корпус для компьютера. Делал сам с нуля.
Корпус изготавливал из листового пластика ABS, в принципе можно из чего угодно его делать, просто пластик достался на халяву. Конструкция очень простая и надежная. Определился с размерами 180х180х100, купил строительный алюминиевый уголок (скелет корпуса) Нарезал пластик, каждую стенку по отдельности, разметил отверстия для скрепления пластика с уголком и при помощи алюминиевых заклепок начал скреплять стороны вместе, кроме крышки конечно. далее сделал крышку из техже матерьялов, и начал внутрь при помощи тогоже алюминиевого уголка размещать и крепить детали, все делал по ходу, за ранее ничего не расчитывал. ну и собственно насверлил вентиляционных отверстий, сделал отверстие под вентилятор, всё внутри разместил и закрепил, уже при помощи винтов, убедился что, все вошло ничего лишнего не осталось 🙂 вынул все детали, покрасил корпус и уже окончательно все собрал.
в принципе, получившийся системный блок ничем не отличаеться от системника который стоит у каждого дама, просто есть разница в размерах (кстати такой блок можно и для дома собрать и закрепить его например на тыльной стенке ЖК монитора) ну и конечно разница в блоке питания, здесь используеться специальный, но такиеже есть и для дома, кстати корпуса для дома тоже маленькие продаються, просто не один из них не удовлетворил меня по габаритным размерам.
Корпус изнутри, тут видно как скреплены между собой стенки корпуса
Уже покрашенный корпус с установленной в него материнской платой
Второй ряд, здесь закрепил SSD и Блок питания и также дополнительную планку USB
Готовый вид изделия, все сделанно руками! с инструментом конечно 🙂
На фото ниже в верхнем правом углу виден разъем, белого цвета, это собственно разъем питания, его формат и в нешний вид не принципиален, нашел такой в автомагазине. Он четырехконтактный 1 минус, 2 плюса, один постоянный, другой от замка зажигания (для команды запуска и выключения компьютера) и выход 12 вольт для включения аудио усилителя. ответная часть разъёма была подключена к штатному разьёму для магнитолы, суть у них одна, и тянуть лишнего ничего не нужно.
Задняя стенка все как у домашнего компьютера, только разъем питания не такой, кстати разъём нашел в автомагазине, его формат сильно не принципиален
Собственно сам монитор. Монитор не обычный. он 8 дюймовый с соотношением сторон 4:3, а самое главное подключаеться он к компьютеру через VGA разьем, также как и домашний монитор и плюс он имее сенсорный экран подключаемый к компьютеру через USB, и соотвецтвенно ставиться специальная програмка и драйвера, чтобы виндус понял, что это сенсорная панель (вопщем то в среде виндус она работает как мышка, просто нужно пальцем водить по экрану)
Монитор этот был найден в интернете на китайском интернет магазине, стоит он всего 3400р, фирма SUPER 🙂 Фирма конечно чисто китайская, но когда я его разобрал, что-бы внедрять в торпеду то обнаружил, что матрица в нем Японская фирмы Toshiba (китайцы сами матрицы не выпускают) а это вопщемто самое главное в мониторе. Сенсорный 8 дюймовый монитор, с VGA выходом, еще до переделки, проверял его дома
Далее для того, что-бы это т чудо монитор влез в торпеду, а размерчик у него не маленький, было принято твердое решение переделывать, часть торпеды. Для этого пришлось навсегда распрощаться с пепельницей (хоть и курю, но пепельницей в машине никогда не пользуюсь) и перенести прикуриватель в другое место, Блок управления климатом нужно было перенести кокраз на место пепельницы с прикуривателем.
разобрав торпеду и убрав прикуриватель с пепельницей, отпелил нижнюю часть торпеды (точнее черного пластика торпеды) И начал изготовление этой части уже под монитор и опущенный блок климата, Делал эту часть из тогоже ABS пластика. Сначало из картонки вырезал лицевой шаблон, как следует его подогнал и все промерил, прикинул как все будет расположенно, и уже после этого перенес этот шаблон на пластик и вырезал лицевую часть. к этой лицевой части из тогоже пластика, паяльником и строительным феном были припаян и согнут торец, в итоге получаеться монолитная конструкция (Извеняйте что не сфотка сам процесс подробнее, был настолько занят, что упустил этот момент)
На фото ниже уже подготовленная лицевая панель с прорезанными под блок климата отверстиями (делал все простыми инструментами, никакой лазерной резкой тут не пахнет 😉 Но сделанно всё конечно, старательно, на совесть, а что самое главное ровно и точно)
новая лицевая часть торпеды, еще без выреза под монитор, примерка на машине глубокой ночью
Кстати, ручка АКПП была укороченна еще по причине, чтобы не мешала уплавлять климатом 🙂 )
Для сравнения на фото ниже, старая отпиленная часть торпеды и новая изготовленная в ручную, новая часть длиннее оригинала, кокраз на растояние которое было занять перельницей и прикуривателем. Опять извеняйте, что не фотал подробно процесс изготовления этой рамки, небыло времени, здесь уже финальная фото с прорезанным окном для монитора и обтянутая, конечно опятьже мной карбоном. самое трудное было, выводить углы рамки монитора, ведь монитор слегка утоплен, почти на 10 см, а рамка сделанна под угло, вот эти углы не такто просто под угло подогнать. но в итоге всё получилось. Кстати не было потраченно ни грамму Шпатлевки! только финишной пользовался порозаполняющий, что-бы царапинки убрать.
родная часть торпеды и мною изготовленная ниже
Некоторые фото уже собственно работы компьютера на машине (извеняйте делал в торопях, и те так то просто оказываеться фотографировать мониторы, то блики идут, то засвечиваеться всё) естественно в натуре, всё это красочно, четко и без засветов.
На фото ниже видна оболочка, придуманная тоже специально для CAR-PC. интерфейс специально разработанный для сенсорных мониторов и конечно уплавления для пальцев. Называеться эта программа-оболочка Centafuse. в неё можно встраивать в принципе любые приложения, но и в начальном виде в ней есть почти все необходимые приложения.
один из настраиваемых экрана
один из настраиваемых экрана
Плагин для работы с бортовым компьютером фирмы Check-Engine
встроеное приложение Ситигид, для навигации, тоже кстати специально сделанное под CAR-PC
Лекго узнаваемый Windows 7 🙂
Лекго узнаваемый Windows 7 🙂
Ну? а кудаже мы без интернета и так любимого DRIVE2! :-)))
Ну? а кудаже мы без интернета и так любимого DRIVE2! :-)))
На этом пока всё! Постараюсь настроить фотик и сфоткать как следует интерфейс компьютера и постараюсь снять видео как всё это работает. ждите скоро сделаю!

Оставьте комментарий