Как пользоваться бортовым компьютером

Как управлять бортовым компьютером с помощью подрулевого переключателя

Ни кто не сомневается в необходимости и важности бортового компьютера в автомобили. Но кнопки управления БК находятся в месте, не совсем удобном для водителя. К примеру, вы смотрите в зеркало заднего вида и сдаете назад. Даже если в автомобиле есть паркотник, показания с него все равно выведены на дисплей бортового компьютера. В этой статье речь пойдет об управлении маршрутным компьютером, не отвлекаясь от дороги – с помощью подрулевого выключателя.

Мы будем рассматривать «десятую» модель с маршрутным компьютером от «Приоры» — нам нужно запастись одним метром USB-кабеля. Кроме этого, будет нужен термоклей и паяльник.

  • Сначала БК разбирается и из него аккуратно вынимается микросхема. На ней необходимо найти дорожки,ведущие к клавишам «вниз», «вверх», «середина». Когда нашли, их нужно отметить – для управления всего будет использоваться три провода и четвертый общий.
  • Если откусить от штатного разъема переключателя стеклоочистителей, вы увидите четыре провода разного цвета. Их нужно соединить с клеммой «мама», после чего они припаиваются к дорожкам БК.
  • После этого проводка приклеивается к плате с помощью термоклея.
  • После этого все собирается в обратной последовательности, устройство подключается и проверяется его работоспособность.

Можно воспользоваться еще одним вариантом на примере бортового компьютера Multitronics x10.

Алгоритм работы

Сначала нужно разобрать БК и ознакомиться с его схемой. Далее к плате припаиваются небольшие отрезки провода (15-20 см). Провода просовываются через корпус, обжимаются клеммами и вставляются в колодку. Штатную колодку от переключателя нужно обрезать.

Теперь из четырех цветных проводов делаем отрезки, достаточные для того, чтобы проложить их от подрулевых переключателей к маршрутному компьютеру. После этого провода обжимаются и засовываются в двойные колодки. Важно! Цвет колодок должен совпадать с цветом проводов.

Провода аккуратно обматываются изолентой, чтобы не портить интерьер салона – в результате должен получиться как бы шнур. Дале БК собирается .устанавливается и тестируется его работа.

Важно! В процессе езды использование «маршрутника» не отвлекает водителя, так как БК теперь управляется подрулевыми переключателями.

Отверстия, которые могут остаться после установки БК, могут быть прикрыты пластиковыми дефлекторами, которые можно свободно приобрести в автомагазине или на рынке. Но перед покупкой нужно все правильно замерить, чтобы дефлекторы не отличались друг от друга по размеру или цвету. В соответствующем разделе нашего сайта вы сможете найти статью об установке круиз-контроля на ВАЗ 2110.

  • Установка круиз-контроля на ВАЗ 2110
  • Уроки вождения с инструктором – доверьтесь профессионалу
  • Роль автоинструктора в обучении вождению
  • Индивидуальный подход при обучении вождению

Назначение и основные функции бортового компьютера

Основным предназначением устройства является своевременное информирование водителя о состоянии различных систем. Современные БК способны выполнять десятки различных задач. Работа автомобильного приспособления возможна благодаря его подсоединению к штатному блоку управления ВАЗ-2114 с помощью диагностической линии.

За счет закодированных импульсов на дисплее компьютера отображается следующая информация:

  • скорость движения автомобиля;
  • расход воздуха и горючего;
  • объем топлива в баке.

Все характеристики красуются прямо перед водителем. На первый взгляд может показаться, что бортовой компьютер на ВАЗ-2114 отображает всё то, что ранее уже было доступно на приборной панели. Но, на самом деле это не совсем так.

Большинство бортовых компьютеров, установленных в автомобили еще на заводе, имеют достаточно узкий спектр возможностей и не располагают возможностью чтения ошибок. Именно по этой причине многие автовладельцы со временем прибегают к замене штатного БК.

Программное обеспечение любого компьютера в несколько раз превосходит возможности панели управления. Особенно эти возможности сказываются на точности отображения различных характеристик. Это далеко не единственная разница между БК и панелью приборов. Далее рассмотрим все принципиальные различия.

Основные отличия БК от панели приборов

Компьютер способен информировать водителя о фактическом и усредненном расходе топлива. Особенно актуальна данная информация во время длительных переездов. Плюс ко всему, БК способен отслеживать температуру различных систем автомобиля и информировать водителя об опасности перегрева.

Некоторые современные устройства также предупреждают владельца транспортного средства о вероятности образования гололеда на дороге. Всех этих способностей лишена панель приборов.

Основной задачей любого БК является сбор наиболее важных параметров систем транспортного средства, обработка данных и вывод конечной информации в доступной для водителя форме.

Вполне очевидно, что с таким помощником любая поездка станет безопасней, удобней и экономичней в плане затрат на топливо. Также опытные автомобилисты знают, что спидометр любого автомобиля подсчитывает обороты двигателя, обрабатывает полученные данные и выводит конечный результат. Но, если установить на авто колеса больше диаметра, фактическая скорость увеличится, но спидометр этого не отобразит. Бортовой компьютер обезопасит от подобных казусов, в отличие от панели управления.

Как выбрать качественный БК

Главное правило при выборе компьютера в автомобиль – устройство должно поддерживать совместную работу с ЭБУ. И уже во вторую очередь необходимо руководствоваться личными предпочтениями. Следует четко для себя уяснить, какими функциональными возможностями должно отличаться устройство.

В автомобиль ВАЗ 2114 бортовой компьютер фирмы Мультитроникс подходит лучшим образом. Среди устройств от этой компании можно подобрать для своего автомобиля самый оптимальный вариант.

Если БК необходим для отображения небольшого числа параметров, то следует отдать предпочтение недорогим моделям.

Сегодня существует огромное количество автомобильных гаджетов с различным предназначением. Бортовой компьютер может быть универсальным – выполнять мониторинг систем автомобиля и выходить в интернет. Может быть и узкоспециализированным. Особую популярность сегодня приобретают маршрутные БК, которые позволяют выстраивать маршрут с помощью интерактивного ЖК-дисплея, подгружать из интернета различные карты местности и выполнять еще целый ряд полезных действий.

Ценовой диапазон достаточно широк – можно купить приспособление за 1000 рублей, а можно и за 5000 рублей. Конечно, более дорогие модели наделены огромным функционалом. Они способны заводить двигатель на прогрев в определенное время, сигнализировать о низком уровне давления шин, включать в себя систему навигации GPS.

Если эти функции не являются для вас первостепенными, то стоит выбирать бортовой компьютер из бюджетного сегмента и не переплачивать за функции, которые так и не пригодятся.

Инструкция по установке устройства на ВАЗ 2114

Часто так бывает, что штатный бортовой компьютер ВАЗ 2114, которым оснащают автомобили комплектации «Люкс», не устраивает владельца по тем или иным причинам. Как уже говорилось выше, штатные БК намного уступают в функционале с современными приспособлениями для авто. Либо же устройство просто может работать некорректно, выйти из строя.

В любой момент может возникнуть потребность в замене БК. Провести работу по демонтажу старого устройства и монтажу нового можно самостоятельно, не прибегая к услугам специалистов.

Порядок действий следующий:

  1. Первым делом необходимо снять «минусовую» клемму аккумулятора.
  2. После чего можно приступать к демонтажу панели управления.
  3. Отсоединить проводку магнитолы.
  4. Демонтировать аудиосистему, отсоединить фиксаторы БК.
  5. Отключить всю проводку компьютера.
  6. Демонтировать все вспомогательные устройства и гаджеты.
  7. Выполнить установку нового компьютера и произвести сборку в обратной последовательности.

Но, прежде чем приступать к работе, необходимо также убедиться в том, что ваш демонтаж не отразится на гарантийном обслуживании. Если у вас относительно новый автомобиль и на него распространяется гарантия, то выполнять самостоятельно какие-либо работы не рекомендуется.

Что называют бортовым компьютером и каковы его функции?

Бортовой компьютер – это специальное устройство, предназначенное для выполнения вычислительных операций на основе данных, полученных с самых различных датчиков, расположенных в важных частях автомобиля.

Условно все бортовые компьютеры можно разделить на два класса:

  • Узконаправленные. К ним относят компьютеры, способные выполнять какую-то конкретную функцию. К примеру, измерять расход топлива, показывать время и влиять на какие-то электрические системы автомобиля.
  • Универсальные. К ним относятся специальные устройства, имеющие возможность выхода в интернет. При помощи них, можно определить свои географические координаты, погоду и получать различные данные о ситуациях на дороге.

Большинство современных компьютеров прекрасно совмещают в себе диагностический сканер, который ищет неисправность в электронной системе и ускоряет ремонт автомобиля, а также маршрутный компьютер, позволяющий вычислить расход топлива и километраж. Некоторые компьютеры имеют набор мультимедийных систем, которые позволяют им воспроизводить аудио и DVD-файлы. Таким образом, бортовой компьютер становится заменой радио и автомагнитолы.

Бортовой компьютер может влиять на многие параметры программного обеспечения ЭБУ. К примеру, управлять системой зажигания или форсунками и многими другими системами, влияющими на экономические и мощностные показатели мотора.

Сегодня существуют компьютеры, которые можно просто подключить к 12-вольтовой системе и работать на них, как на самом обычном ПК. Не все водители об этом знают.

Разновидности БК

  • Маршрутный БК

Является первым бортовым компьютером автомобиля, который стал серийно выпускаться в 2000-х годах. Конечно, они появились еще гораздо раньше, примерно, в 70-х на раллийных автомобилях для простейших вычислений данных, из которых складываются все параметры движения автомобиля. А вот на серийные автомобили они стали устанавливаться только в 21 веке. Кроме того, современные маршрутные компьютеры стали оборудоваться системой спутниковой навигации, которая не только предоставляет информацию о передвижении, но и выводит информацию о месте нахождения, а то и сам рельеф местности.

Основными задачами маршрутных компьютеров принято считать:

  • Время, за которое был пройден какой-либо отрезок пути.
  • Средняя скорость движения.
  • Километраж.
  • Средний расход топлива.
  • Общее время поездки.
  • Стоимость расходов по заправке.
  • Расчетное время прибытия к пункту назначения.

И это далеко не все параметры устройства. Такие компьютеры, как правило, имеют символьно-буквенное отображение данных. Современные компьютеры могут включать в себя также не большой сервисный сканер или даже управляющий модуль.

  • Сервисный компьютер

По-другому, его называют диагностическим, потому как в его основные функции входит поиск неисправностей автомобиля. Отдельно диагностический компьютер встречается очень и очень редко, потому, как он уже постепенно становится лишь функцией общей системы БК. А в полный перечень функций такой системы входят:

Общий контроль за электрической частью автомобиля. Это могут быть обнаруженные замыкания, утечки тока, перенапряжения, проблемы в осветительных приборах и каких-либо датчиках.

  • Наблюдение за износом тормозных колодок и прочих элементах, подвергающихся износу.
  • Контроль за уровнем каких-либо жидкостей. Это может быть масло в двигателе, ОЖ, тормозная жидкость, масло в коробке передач, редукторах и прочих системах, нуждающихся в постоянной смазке.
  • Полная диагностика всех систем автомобиля, с сохранением данных, полученных в результате проверки.

В памяти устройства хранятся все данные о наличии тех или иных ошибках. На их основании формируется специальный отчет о состоянии различных систем автомобиля и необходимости проведения соответствующего ремонта.

  • Управляющий компьютер

Разновидность ЭБУ, или как его еще называют, главный блок управления. Впервые компьютер компании IBM был установлен на автомобили марки BMW еще в далеком 1981 году. Такой компьютер имеет собственные независимые датчики и исполнительные механизмы, но чаще всего, его применяют в тесном взаимодействии с контроллером автомобиля. Такой компьютер может влиять на работу следующих систем и устройств:

  • АБС
  • Блок, предназначенный для управления автоматической коробкой передач
  • Управление электромагнитными клапанами (форсунками)
  • Система, отвечающая за положение угла опережения зажигания
  • Системы, отвечающие за климатические условия
  • Круиз-контроль

И это далеко не весь перечень функций. Помимо них, компьютер может контролировать, отображать и другие, не менее важные параметры. К ним относятся:

  • Вождение автомобиля с непристегнутым ремнем
  • Количество потребляемого воздуха
  • Величина давления масла
  • Частота вращения коленчатого вала
  • Температура ОЖ
  • Регулировка электросистем, например, изменение напряжения бортовой сети и зарядного тока аккумуляторной батареи
  • Сигнализация, указывающая на перегрев мотора
  • Превышение скоростного режима

Stalkert6913kk ›
Блог ›
Ошибки бортового компьютера Штат 2107-Х1

БК Штат 2107-Х1

Коды ошибок контроллеров ВАЗ М73 (Евро-3)

Р0030

Нагреватель ДК до нейтрализатора, обрыв цепи управления

Р0031

Нагреватель ДК до нейтр-ра, замыкание цепи управления на массу

Р0032

Нагр. ДК до нейтр-ра, замыкание цепи управления на борт. сеть

Р0036

Нагреватель ДК после нейтрализатора, обрыв цепи управления

Р0037

Нагр. ДК после нейтр-ра, замыкание цепи управления на массу

Р0038

Нагр. ДК после нейтр-ра, замыкание цепи управления на борт. сеть

Р0102

Цепь датчика массового расхода воздуха, низкий уровень сигнала

Р0103

Цепь датчика массового расхода воздуха, высокий уровень сигнала

Р0112

Цепь ДТВ, низкий уровень сигнала

Р0113

Цепь ДТВ, высокий уровень сигнала

Р0116

Цепь ДТОЖ, выход сигнала из допустимого диапазона

Р0117

Цепь ДТОЖ, низкий уровень сигнала

Р0118

Цепь ДТОЖ, высокий уровень сигнала

Р0122

Цепь ДПДЗ, низкий уровень сигнала

Р0123

Цепь ДПДЗ, высокий уровень сигнала

Р0130

Датчик кислорода до нейтрализатора неисправен

Р0131

Цепь ДК до нейтрализатора, низкий уровень выходного сигнала

Р0132

Цепь ДК до нейтрализатора, высокий уровень выходного сигнала

Р0133

Цепь ДК до нейтр-ра, медленный отклик на изм-ние состава смеси

Р0134

Цепь датчика кислорода до нейтрализатора неактивна

Р0136

Датчик кислорода после нейтрализатора неисправен

Р0137

Цепь ДК после нейтрализатора, низкий уровень сигнала

Р0138

Цепь ДК после нейтрализатора, высокий уровень сигнала

Р0140

Цепь датчика кислорода после нейтрализатора неактивна

Р0141

Датчик кислорода после нейтрализатора, нагреватель неисправен

Р0171

Система топливоподачи слишком бедная

Р0172

Система топливоподачи слишком богатая

Р0201

Форсунка цилиндра 1, обрыв цепи управления

Р0202

Форсунка цилиндра 2, обрыв цепи управления

Р0203

Форсунка цилиндра 3, обрыв цепи управления

Р0204

Форсунка цилиндра 4, обрыв цепи управления

Р0217

Температура двигателя выше допустимой

Р0261

Форсунка цилиндра 1, замыкание цепи управления на массу

Р0264

Форсунка цилиндра 2, замыкание цепи управления на массу

Р0267

Форсунка цилиндра 3, замыкание цепи управления на массу

Р0270

Форсунка цилиндра 4, замыкание цепи управления на массу

Р0262

Форсунка цилиндра 1, зам-ние цепи упр-ния на бортовую сеть

Р0265

Форсунка цилиндра 2, зам-ние цепи упр-ния на бортовую сеть

Р0268

Форсунка цилиндра 3, зам-ние цепи упр-ния на бортовую сеть

Р0271

Форсунка цилиндра 4, зам-ние цепи упр-ния на бортовую сеть

Р0300

Обнаружены случайные/множественные пропуски воспламенения

Р0301

Цилиндр 1, обнаружены пропуски воспламенения

Р0302

Цилиндр 2, обнаружены пропуски воспламенения

Р0303

Цилиндр 3, обнаружены пропуски воспламенения

Р0304

Цилиндр 4, обнаружены пропуски воспламенения

Р0326

Цепь датчика детонации, выход сигнала из допутимого диапазона

Р0327

Цепь датчика детонации, низкий уровень сигнала

Р0328

Цепь датчика детонации, высокий уровень сигнала

Р0335

Цепь датчика положения коленчатого вала неисправна

Р0336

Цепь ДПКВ, выход сигнала из допустимого диапазона

Р0342

Цепь датчика фаз, низкий уровень сигнала

Р0343

Цепь датчика фаз, высокий уровень сигнала

Р0346

Цепь датчика фаз, выход сигнала из допустимого диапазона

Р0351

Катушка зажиг. цилиндра 1 (1-4), обрыв цепи управления

Р0352

Катушка зажиг. цилиндра 2 (2-3), обрыв цепи управления

Р0353

Катушка зажиг. цилиндра 3, обрыв цепи управления

Р0354

Катушка зажиг. Цилиндра 4, обрыв цепи управления

Р0363

Обнар-ны пропуски воспламен., откл. топливоподача в нераб. цилиндрах

Р0422

Эффективность нейтрализатора ниже порога

Р0441

Система улав-ния паров бензина, неверный расход воздуха через КПА

Р0444

Клапан продувки адсорбера, обрыв цепи управления

Р0445

КПА, замыкание цепи управления на массу или бортовую сеть

Р0480

Реле вентилятора, обрыв цепи управления

Р0500

Датчик скорости автомобиля неисправен

Р0506

Система холостого хода, низкие обороты двигателя

Р0507

Система холостого хода, высокие обороты двигателя

Р0511

Регулятор холостого хода, цепь управления неисправна

Р0560

Напряжение бортовой сети ниже порога работоспособности системы

Р0562

Напряжение бортовой сети, низкий уровень

Р0563

Напряжение бортовой сети, высокий уровень

Р0601

Контроллер СУД, ошибка контрольной суммы ПЗУ

Р0615

Доп. реле стартера, обрыв цепи управления

Р0616

Доп. реле стартера, замыкание цепи управления на массу

Р0617

Доп. реле стартера, замыкание цепи управления на бортовую сеть

Р0627

Реле бензонасоса, обрыв цепи управления

Р0628

Реле бензонасоса, замыкание цепи управления на массу

Р0629

Реле бензонасоса, замыкание цепи управления на бортовую сеть

Р0645

Реле муфты компрессора кондиционера, обрыв цепи управления

Р0646

Реле муфты компрессора конд., замыкание цепи упр. на массу

Р0647

Реле муфты компрессора конд., замыкание цепи упр. на борт. сеть

Р0650

Лампа индикации неисправности, цепь управления неисправна

Р0654

Тахометр комбинации приборов, цепь управления неиспрана

Р0685

Главное реле, обрыв цепи управления

Р0686

Главное реле, замыкание цепи управления на массу

Р0687

Главное реле, замыкание цепи управления на бортовую сеть

Р0691

Реле вентилятора, замыкание цепи управления на массу

Р0692

Реле вентилятора, замыкание цепи управления на бортовую сеть

Р1301

Цилиндр 1, обнаружены пропуски воспламенения, критичные для нейтр-ра

Р1302

Цилиндр 2, обнаружены пропуски воспламенения, критичные для нейтр-ра

Р1303

Цилиндр 3, обнаружены пропуски воспламенения, критичные для нейтр-ра

Р1304

Цилиндр 4, обнаружены пропуски воспламенения, критичные для нейтр-ра

Р1570

Иммобилизатор, цепь неисправна

Р1602

Контроллер СУД, пропадание напряжения питания

Р1606

Цепь ДНД, выход сигнала из допустимого диапазона

Р1616

Цепь датчика неровной дороги, низкий уровень сигнала

Оставьте комментарий