5 категория дорог

Какие бывают категории дорог

Все транспортные пути на территории страны создаются с одной целью: связать передвижение личного, служебного и промышленного транспорта в единую систему. Государством создана классификация дорог по категориям: с ее помощью можно вычислить скорость передвижения и затраченные ресурсы на содержание. В зависимости от назначения категории автомобильных дорог классифицируют на:

  • местного;
  • федерального;
  • регионального;
  • межмуниципального;
  • частного значения.

Современная дорога для транспорта представляет собой сложное, техническое сооружение, расположенное в определенном участке местности с соблюдением ряда технических и безопасных правил эксплуатации. Все категории дорог подразделяются на 5 ключевых:

  1. Первая. Это автострады либо автомагистрали с шириной проезжей части не менее 15 метров, имеющей разделительную полосу. Предусматриваются для каждого направления минимум 2 полосы движения с шириной от 3,75 м. Предназначается дорога 1 категории для передвижения автотранспорта в массовом потоке и выполнена из высококачественного бетонного покрытия. Рассчитана на пропускную способность от 7000 автомобилей в день (при скорости от 120 до 150 км/ч).
  2. Вторая. Создаются из асфальтированного покрытия и служат для соединения между собой административного, промышленного и культурного центров. Минимальная ширина проезжей части от 7,5 метра. Условно вторая категория дороги имеет продольный уклон в 4%. Создается с учетом пропускной способности в 3000—7000 автомобилей в день (при скорости до 120 км/ч).
  3. Третья. Производятся из асфальтного, булыжного и другого типов покрытия. По правилам дорога 3 категории имеет ширину проезжей части минимум 7 метров. Крайний процент продольного уклона — не больше 5%. Пропускная способность составляет максимум 3000 машин в течение суток (при скорости в 100 км/ч).
  4. Четвертая. Предусматривает наличие простейшего, дорожного покрытия, рассчитанного на низкую интенсивность движения. Минимальная ширина проезжей части равняется 6 метрам. По требованиям четвёртая категория дороги должна иметь уклон не более 6% и пропускную способность от 200 до 1000 автомобильных средств в сутки (скоростной режим до 80 км/ч).
  5. Пятая. Может иметь низкое качество дорожного покрытия при минимальной ширине проезжей части в 4,5 метра. Условно дорога 5 категории допускает уклон в 7%. Рассчитывается на движение максимального количества транспорта в 200 единиц/сутки (при скорости не более 60 км/ч).

Интересно! Дорожное полотно последнего типа может и вовсе отсутствовать, представляя собой укатанный грунт либо гравий, а также пришедший в негодность асфальт. Передвигаться по таким дорогам весьма затруднительно, особенно в весенне-осенний период года.

Категории по ГОСТу

В РФ определяет категории автомобильных дорог ГОСТ Р 52398-2005. В зависимости от потребительских свойств и эксплуатационных характеристик категории дорог 1 2 3 4 5, описанные по группам выше, различаются по таким признакам:

  • присутствие возможных пересечений основного пути с трамвайными либо ж/д путями, дорожками для велосипедов или пешеходов;
  • количество и размер полос, по которым двигается автотранспорт;
  • условия примыкания на автодорогу с доступом на одном уровне;
  • наличие центральных разделительных полос.

Также предусмотрены категории автомобильных дорог, таблица ниже:

Исходя из полученной информации, становится ясно как определить категорию дороги и к какому классу ее относят. Контроль за качеством дорожного полотна, осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ №767. В нем четко прописаны категории дорог и основные требования к ним, а также указана необходимость в постоянной проверке. Любая категория дорог по ГОСТу требует четкого контроля и при необходимости замены участков.

Если речь идет о федеральных маршрутах, оценкой состояния данной категории автодорог будет заниматься ФДА (федеральное дорожное агентство). Условные технические категории автомобильных дорог не общего федерального пользования, возьмет под опеку учреждение исполнительной власти. Регионы и межмуниципальные участки пути — закрепятся за органом исполнительной государственной структуры РФ. Следующие категории автомобильных дорог общего пользования местного значения, контролирует самоуправление.

Обратите внимание! К органам местного самоуправления относят также категории городских улиц и дорог. Что касается частной автодороги, задачу по ее оценке возлагают на собственников. Процедура по определению категории дорог в России проводится в течение 30 календарных дней, после завершения работ и окончательной характеристики ее состояния.

СНиПы

Аббревиатура переводится как — строительные нормы и правила. Включают следующие пункты:

  1. Общие положения.
  2. Организация и безопасность движения.
  3. Охрана природной и окружающей среды.
  4. Технические нормы и эксплуатационные показатели.
  5. Примыкания и пересечения автомобильных дорог.
  6. Классификация земляного полотна.
  7. Дорожные полотна и покрытия.
  8. Тоннели, мосты и трубы.
  9. Обустройство и защитные сооружения дорог.
  10. Постройки и здания автотранспортной и дорожной службы.

В общем СНиП категории дорог классифицирует по определенным правилам. Это обеспечивает целесообразность строительства дорожного полотна в регионе, сокращает или увеличивает финансирование определенных участков. Также способствует стабильности экономической составляющей в стране при строительстве определенных категорий дорог общего пользования, местного или федерального. Еще одной задачей СНиП является подборка критерий, влияющих на интенсивность движения на автомобильных дорогах по категориям от 1 до 5.

Также СНиПы распространяются на категории норм проектирования железных дорог. В частности, предписывают правила по строительству, проектировке и эксплуатации железнодорожных путей как главных, так и дополнительных. Правило касается реконструкции уже существующих линий для пользования, скоростных и весовых (103—245 кН) ограничений поездов. А именно:

  • пассажирские до 200 км/ч;
  • рефрижераторные до 140 км/ч;
  • грузовые до 120 км/ч.

Учитывается влияние железнодорожных магистралей на окружающую среду, с учетом местности и локации действующего состава поездов. Сюда же относятся категории железных дорог, таблица ниже:

Обязательным пунктом в СНИПе является охрана труда и безопасность движения поездов. К ним относят: скоростные ограничения на время работы состава, безопасные маршруты и возможные пути отходов в чрезвычайных ситуациях. Учитывается геологическая обстановка в районе действия поезда, климатические особенности, износ железнодорожного полотна и т. д.

Классификация дорог по скоростному режиму

Итак, как узнать категорию дороги? Достаточно понимать условия доступа транспортных средств на их участки, а также способов перемещения по дорожному полотну. Основные три вида:

  • стандартные;
  • автомагистрали;
  • скоростные дороги.

Что представляют собой автомагистрали? Прежде всего, они не входят в состав автообслуживания прилегающих к ним территорий, в отличие от категории дорог местного значения. К тому же:

  1. Насчитывают определенное количество спец площадок для отдыха, стоянки, оборудованных всем необходимым.
  2. Въезд на автомагистрали возможен на некоторых автодорогах, не ранее, чем через 5 км, находящихся на различном уровне при пересечении.
  3. Отсутствие параллельно и на одном уровне пешеходных, велосипедных, трамвайных, авто и ж/д дорог.
  4. Запрет по всей линии автомагистрали на остановку.
  5. Имеет центральную разделительную полосу, разделяющую участок на несколько частей и служащей элементом безопасности.

Касательно скоростных автодорог — это пути для транспорта, проехать на которые можно лишь посредством развязки, рассчитанной на автомобили или перекрестки с регулировкой. На них также запрещается производить остановку транспортного средства, а специально оборудованные площадки для отдыха, будут уместны в длительном пути. На стандартных дорогах, достаточно наличия одной либо нескольких проезжих частей, без присутствия специальных знаков. Впрочем, характеристики категорий дорог становятся более узнаваемыми для автолюбителей, благодаря наличию общепринятой системы построек.

  • Как найти попутчиков на BlaBlaCar
  • Отзывы о BlaBlaCar
  • Как зарегистрироваться на BlaBlaCar

Автомобильная Дорога

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА — комплекс инженерных сооружений, предназначенный для обеспечения удобного, непрерывного и безопасного движения автомобилей, а также других видов колёсного транспорта. Для движения автомобилей первоначально использовались существовавшие гужевые дороги; с ростом интенсивности движения с 1920-х годов началось строительство автомобильных дорог с асфальтовым покрытием. С ростом скоростей и грузоподъёмности автомобилей увеличились требования к прочности дорожных конструкций, их ровности для обеспечения плавности хода. При строительстве дорог начали соблюдать принципы ландшафтной архитектуры — гармоничное сочетание дороги с окружающим ландшафтом, вписывание дороги в рельеф местности, а также декоративное озеленение. По мере увеличения интенсивности движения элементы трассы автомобильных дорог стали проектировать с таким расчётом, чтобы не только обеспечить устойчивость автомобилей, но и создать у водителей оптимальную нервно-эмоциональную напряжённость, обеспечивающую их внимательность и длительную работоспособность.

Реклама

Автомобильные дороги разделяют по административной принадлежности (федеральные, территориальные, ведомственные, частные); по доступу на них (общего пользования, платные); по функциональному назначению (международные, межгосударственные, магистральные, региональные, местные) и др. На автомобильных дорогах общего пользования доступ автомобилей не ограничен, на платных установлена плата, взимаемая с каждого автомобиля. Автомобильные дороги, соединяющие относительно удалённые друг от друга важные в экономическом и стратегическом отношении районы и пункты и обеспечивающие скоростное движение, называются магистральными (смотри Автомагистраль).

Применяемая в различных странах классификация автомобильных дорог определяется национальными традициями, политическими и социально-культурными особенностями, а также уровнем экономического развития и технического прогресса. В большинстве стран автомобильные дороги подразделяют на 5 категорий в соответствии с расчётной интенсивностью движения. Чем она выше, тем выше категория дороги и её технические характеристики, в первую очередь расчётная скорость движения (скорость одиночного автомобиля при благоприятных условиях погоды, сухой и чистой проезжей части). Например, в Российской Федерации для автомобильных дорог 1-й категории расчётная скорость движения составляет 150 км/ч, для 5-й категории — 60 км/ч. В конце 20 века появилась тенденция к уменьшению максимальной расчётной скорости, которая связана с движением плотных транспортных потоков, когда водители не в состоянии реализовать высокие скоростные характеристики автомобилей.

Основные элементы, определяющие поперечный профиль двухполосной автомобильной дороги без разделительной полосы на проезжей части: земляное полотно (служит для размещения проезжей части автомобильной дороги и является грунтовым основанием для дорожной одежды), проезжая часть, обочины для временной остановки автомобилей; боковые канавы (кюветы) для отвода поверхностной воды от земляного полотна; обрезы дорожной полосы для размещения земляного полотна, пешеходных и велосипедных дорожек, зелёных насаждений, шумозащитных сооружений, линий связи, линейных зданий эксплуатационных служб и так далее. Расстояние между бровками условно называют шириной земляного полотна. В пределах проезжей части устраивают дорожную одежду с верхним слоем, называемым покрытием. Для быстрого отвода воды с проезжей части покрытию придают поперечный уклон в сторону от оси автомобильной дороги. На поворотах с малыми радиусами сооружают виражи (односкатные уклоны покрытия к центру кривой). Для лучшей видимости границ проезжей части и укрепления краёв покрытия устраивают краевые полосы, которые имеют ту же конструкцию дорожной одежды, что и проезжая часть, и выделяются линией разметки. В местах прохода автомобильной дороги через водотоки, овраги, долины, ущелья, а также в местах пересечения её с другими путями сообщения строят искусственные сооружения — мосты, водопропускные трубы, путепроводы, виадуки, эстакады, тоннели и др.

Для обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах применяют дорожные знаки и указатели, светофоры, ограждения, разметку, на автомобильных дорогах с высокой интенсивностью движения устанавливаются осветительные приборы и др.

Основные направления технического прогресса в строительстве автомобильных дорог: повышение транспортно-эксплуатационных качеств дорожных покрытий, внедрение более совершенных технологий строительства, повышение безопасности движения и защита окружающей среды, повышение надёжности сооружений на автомобильных дорогах, повышение уровня обслуживания проезжающих.

Лит.: Бабков В. Ф. Автомобильные дороги. М., 1983.

П. И. Поспелов, Е. М. Лобанов.

Классификация по значению

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на следующие виды.

Автомобильные дороги федерального значения

Находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за счёт средств федерального бюджета.

К автодорогам общего пользования федерального значения относятся автодороги:

  • соединяющие Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами субъектов Российской Федерации;
  • включённые в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

К автодорогам общего пользования федерального значения могут относиться автодороги:

  • соединяющие между собой административные центры субъектов РФ;
  • являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автодороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
  • являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов РФ, не имеющие автодорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта РФ с Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения

Находятся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируются из их бюджетов. Критерии отнесения автодорог общего пользования к автодорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автодороги общего пользования федерального значения и их участки.

Дороги местного значения

Находятся в собственности муниципальных образований и финансируются из их бюджетов (автомобильные дороги поселений, муниципальных районов или городских округов).

Частные автомобильные дороги

Находятся в частной собственности и финансируются частным собственником. К частным автодорогам общего пользования относятся частные автодороги, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автодороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

Классы автомобильных дорог

Класс автомобильной дороги — характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на неё. Доступ на автомобильную дорогу — возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с неё транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три следующих класса.

Автомагистраль

К классу «автомагистраль» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.

Скоростная дорога

К классу «скоростная дорога» относят автомобильные дороги:

  • имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
  • не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.

Дорога обычного типа (нескоростная дорога)

К классу «дороги обычного типа» относят автомобильные дороги, не отнесённые к классам «автомагистраль» и «скоростная дорога»:

  • имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой;
  • доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V — 50 м друг от друга.

Категории автомобильных дорог

Категория автомобильной дороги — характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:

  • количества и ширины полос движения;
  • наличия центральной разделительной полосы;
  • типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
  • условий доступа на автомобильную дорогу с примыканиями в одном уровне.

Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в следующей таблице.

Класс автомобильной дороги Категория автомобильной дороги Общее количество полос Ширина полосы движения, м Центральная разделительная полоса Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями Доступ на дорогу с примыканиями в одном уровне
Автомагистраль IA 4 и более 3,75 Обязательна В разных уровнях В разных уровнях Не допускается
Скоростная дорога 4 и более 3,75 Допускается без пересечения прямого направления
Дорога обычного типа (нескоростная дорога) 4 и более 3,75 Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием
II 4 3,5 Допускается отсутствие Допускается
2 или 3 3,75 Не требуется Допускаются пересечения в одном уровне
III 2 3,5
IV 2 3,0 Допускаются пересечения в одном уровне
V 1 4,5 и более

  1. Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.
  2. На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.
  3. Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.
  4. Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесённых» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).

Идентификационный номер автодороги

Примеры идентификационного номера автодороги:

  • 00 ОП ФЗ М-1 (Е30, АН6) — автодорога М-1 «Беларусь»
  • 01 ОП РЗ 01К-01 — Мостовой переход через р. Обь в г. Барнауле
  • 94 ОП РЗ Р-1 — Воткинское шоссе (город Ижевск)

Идентификационный номер автомобильной дороги состоит из четырёх разрядов. Разряд состоит из заглавных букв русского алфавита и (или) арабских цифр, которые могут отделяться друг от друга дефисом. Часто для идентификации дороги пользуются только четвёртым разрядом.

Первый разряд идентифицирует дорогу по отношению к собственности и содержит от двух до восьми знаков, объединённых в одну, две или три группы:

  • для автомобильной дороги, относящейся к собственности Российской Федерации, первый разряд содержит только первую группу знаков, состоящую из двух цифр нолей — 00;
  • для автомобильной дороги, относящейся к собственности субъекта РФ, первый разряд содержит только первую группу знаков, соответствующих коду объектов первого уровня классификации ОКАТО, например: для Алтайского края — 01.
  • для автомобильной дороги, относящейся к собственности муниципального образования, первый разряд идентификационного номера автомобильной дороги может состоять из двух или трёх групп знаков, соответствующих коду объектов первого и второго или первого, второго и третьего уровня классификации ОКАТО, например: для Алейского района Алтайского края — 01-201; для Алейского сельсовета Алейского района Алтайского края — 01-201-802;

Второй разряд идентифицирует автодорогу по виду разрешённого пользования и состоит из двух букв:

  • ОП — для автодороги общего пользования;
  • НП — для автомобильной дороги необщего пользования.

Третий разряд идентифицирует автодорогу по значению и состоит из двух букв:

  • ФЗ — для автодороги, относящейся к собственности Российской Федерации (автомобильная дорога федерального значения);
  • РЗ или МЗ — для автодороги, относящейся к собственности субъекта РФ (автомобильная дорога регионального или межмуниципального значения соответственно);
  • МП, МР или МГ — для автодороги, относящейся к собственности муниципального образования (автомобильная дорога поселения, муниципального района или городского округа соответственно);
  • ЧС — для автодороги, относящейся к частной или иной форме собственности.

Четвёртый разряд представляет собой учётный номер автомобильной дороги, состоящий из заглавных букв русского алфавита и (или) арабских цифр, включающих в себя, в том числе через дефис, порядковый номер автомобильной дороги.

Учётный номер автомобильной дороги обязательно включает в себя заглавную букву русского алфавита:

  • M — для автодорог федерального значения, соединяющих Москву со столицами иностранных государств и административными центрами субъектов РФ.
  • Р — для автодорог федерального или регионального значения, соединяющих административные центры РФ.
  • А — для автодорог федерального или регионального значения, являющихся подъездом к крупнейшим транспортным узлам (например аэропортам), подъездом к специальным объектам либо подъездом от административного центра субъекта РФ, не имеющего дорожной связи с Москвой, к морским или речным портам, аэропортам и железнодорожным станциям либо границам других государств; для автодорог, соединяющих дороги федерального значения между собой.
  • К — для прочих автодорог регионального значения.
  • Н — для автодорог межмуниципального значения.

Учетный номер автодорог регионального и межмуниципального значения начинается группой знаков, соответствующих коду объектов первого уровня классификации ОКАТО, например: для Алтайского края — 01К-XXX либо 01Н-ХХХ, где XXX — порядковый номер автомобильной дороги.

Четвёртый разряд идентификационного номера автомобильной дороги, включённой в состав маршрутов международных автомобильных дорог, дополняется через дефис в скобках номером международного европейского или азиатского маршрута, например: автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-1 «Беларусь» будет иметь следующий идентификационный номер: 00 ОП ФЗ М-1-(Е30-АН6).

Четвёртый разряд идентификационного номера автомобильной дороги может использоваться для целей обозначения автодорог на дорожных знаках и указателях и их отображения на картографическом материале.

> См. также

  • Автомагистраль
  • Автомобильные дороги федерального значения России
  • Европейские маршруты
  • Азиатские маршруты

Оставьте комментарий