Эксклюзивно и подробно: какой будет обновлённая Lada 4×4

f8d2472s-960
Обновление Lada 4×4 – тема противоречивая и горячая, и в последнее время об этом снова много говорят и пишут. Новую волну модернизации Lada 4×4 начали активно обсуждать после новости о том, что АвтоВАЗ готовится к выпуску обновлённого внедорожника. Чуть позже сроки модернизации Lada 4×4 конкретизировались – в опубликованном графике выхода новых моделей Lada. Сразу вслед за этим представители инжиниринга завода встретились с поклонниками Lada 4×4 в Тольятти, и информация об обновлении пополнилась новыми подробностями. Далее появилась информация о новых цветах кузова внедорожника Lada 4×4 и его «городской» версии Lada 4×4 Urban. А совсем недавно АВТОВАЗ официально озвучил краткий перечень нововведений в конструкцию, которые должна пережить Lada 4х4. Но пришло время расставить все точки над и, собрать информацию воедино и разобраться во всём подробно.

Программа модернизации текущего поколения внедорожника рассчитана на год и завершится в мае 2016 года. По-крупному её можно разбить на три основных этапа, которые по срокам немного накладываются друг на друга (зачастую изменение одного этапа приводит к изменениям в другом), но с точки зрения приоритетности они располагаются так: приведение машины в соответствие c новыми законодательными требованиями, улучшение качества продукта и фейслифт.

Законодательные требования

Все помнят шумиху в Интернете несколько лет назад: «Ниву снимут с производства, потому что кузов перестанет удовлетворять требованиям безопасности». На самом деле, главное на тему безопасности было сделано порядка восьми лет назад – Lada 4×4 была сертифицирована на соответствие Правилу №94 ЕЭК ООН, описывающему кософронтальный удар с перекрытием в деформируемый барьер на скорости 56 км/ч.

Чтобы можно было осуществлять экспорт в страны ЕС, Францию и Германию, кузов усилили с помощью двухкомпонентной пены Henkel, которую закачивают в полости кузовов экспортных внедорожников: в лонжерон в зоне крепления рулевого механизма, в левый «раскос» и в усилитель между брызговиком и крылом. Плюсом к этому в конструкцию внедрили двухпозиционный замок двери задка – тоже требование стран ЕС. Правда, на «не экспортные» машины распространить такой замок (более удобный и надёжный) пока не обещают – не по техническим, а по экономическим причинам.

Ну а что же с законодательством теперь? Новые требования вступят в силу в январе 2016 года, и оказалось, что для того, чтобы попасть в них, нужно не так уж много.

Во-первых, это двигатель, соответствующий нормам Евро 5+. Нынешний 83-сильный мотор, который ставится на Lada 4×4, удаётся уместить в эти требования путём перекалибровок электронного блока управления. Такой двигатель сертифицирован в конце июня, контракт с фирмой Bosch уже подписан. Что касается многострадальной темы нового двигателя для внедорожника – увы, на данный момент тема «заморожена» на этапе постройки двух прототипов с 8-клапанным мотором от переднеприводных моделей Lada. Периодически ведутся разговоры о том, что проект получит развитие, но пока никто не может сказать ничего определённого. Причины остановки – также экономические; проект внедрения нового мотора, полностью законченный с точки зрения инжиниринга, совпал с кризисом начала 2015 года. Есть вариант, что новым двигателем внедорожник обзаведётся к юбилею выпуска – в 2017 году.

Во-вторых, это средний трёхточечный ремень безопасности на заднем ряду сидений. Пару лет назад, в рамках прошлого витка «безопасной» модернизации, обе версии внедорожника, трёх- и пятидверная, получили сигнализацию о непристёгнутых ремнях (как и многое другое – например, дневные ходовые огни), теперь же пятидверка, наконец, обзаведётся трёхточечным ремнём сзади по центру (сейчас – двухточечный привязной). Более того, теперь на обеих версиях полностью поменяют вообще весь комплекс ремней безопасности. Катушки будут современные, «последнего состояния» – движение ленты мягче, усилие на перемещение меньше. Причем у задних катушек сменят место крепления – сейчас они закрепляются над опорой задней полки, а переедут под эту опору, тем самым избавившись от постоянного звона, который возникает в районе заднего ряда кресел в движении.

 

1
2

Качество продукта

Главный фокус в этом направлении (которое стартует сразу же после выполнения законодательных требований, а отчасти практически одновременно с ним) – это проблема закрывания дверей, течи по кузову и коррозия. Но реальный круг нововведений гораздо шире.
3
Самые серьёзные и требующие наибольших инвестиций изменения затеяны по боковинам кузова – для их дальнейшего изготовления закупаются новые штампы. Вместе с этим изменится конструкция внутренней панели двери. Таким образом, сопряжение деталей будет более близким к идеалу, геометрия кузова в этом месте перестанет так отчаянно «плавать», приблизившись к показателям сегодняшнего дня, а не сорокалетней давности. Кроме того, у дверей появится более жесткий ограничитель открывания, а также будут устанавливаться электростеклоподъёмники (на 100% выпускаемых автомобилей) с расположением кнопок на центральном тоннеле, как это сейчас выглядит на версии Urban, и динамики для версий с «музыкой». Новые боковины кузова и новые двери появятся на Lada 4×4 к маю 2016 года.
4
А вот новые дверные замки и ручки в ближайшее время на Lada 4×4 поклонники автомобиля не увидят. Причина – в конструкции. Замки с внешним расположением – анахронизм, таких уже никто не делает. Чтобы поставить новые замки (внутренние), надо делать полностью новый кузов. Несколько лет назад инженеры пробовали внедрить в конструкцию Нивы замки от Lada Priora («не позапрошлый век, а хотя бы прошлый»), но столкнулись со сложностями на пятидверной версии (на трехдверку замки, пусть с некоторыми доработками, но вставали): чтобы поставить приоровские замки, нужно подрезать среднюю стойку кузова на величину порядка 10-11 мм, в результате чего от стойки, и без того довольно тонкой, ничего не остаётся. В итоге от затеи отказались.
5
Зато поменяется дверь задка. Нет, замок там пока тоже останется прежним (о чем мы говорили выше), а вот обшивка станет другой – немного иного профиля и не формованная, как сейчас, а литая. Более аккуратно к кузовщине будут прилегать и облицовки боковин багажника. А сама дверь будет более надёжно зафиксирована в проёме и станет менее «гремучей» – провода внутри неё теперь будут надёжно закреплены. Тише станет и полка багажника – за счёт введения более мощного резинового буфера. Ну а проблему течей по кузову решат установкой уплотнителей стёкол более совершенного профиля.
6
Однако вода в Ниве забирается не только в салон; наиболее проблемные места – это сопряжение крыши со стойками «А» и «С» (передними и задними), там сварные швы, которых нет на современных автомобилях. Как победить коррозию в этих местах – вопрос пока открытый, и расползшаяся по внедорожным форумам информация о том, что швы будут заглаживаться пайкой (как в старые добрые временна), на данный момент не подтвердилась. Пайка – лишь один из вариантов, который хорош всем, кроме трудозатрат, экономики, а также экологических норм на производстве. Поэтому будет ли в этих местах пайка или, может быть, плёнка – пока точно не решено. Всего в работе у инженеров три или четыре варианта решения этой проблемы, одни работают лучше, другие хуже, но о деталях и достигнутых результатах вазовцы пока не говорят.
7
Помимо этого, идёт работа по искоренению коррозии в лонжеронах, где сейчас тоже есть небольшие проблемы. А ещё инженеры пытаются улучшить технологию нанесения первичного катафорезного грунта, внедрённого в прошлом году вместе с полиэфирным вторичным грунтом. Но уже сейчас благодаря катафорезу коррозионная стойкость выросла, далее нужно решить чисто технологические нюансы. Появятся на Lada 4×4 и новые локеры, которые тоже добавят плюсов к общей «антикоррозионной» картине. Срок – май 2016 года.

Другая проблема – винтовые хомуты на патрубках в системе охлаждения, которые подрезают шланги и лишают систему герметичности. Вместо них уже внедрено два пружинных хомута – на подводящем и отводящем шлангах радиатора. В ближайшее время внедрят ещё пару таких хомутов в зону термостата, и таким образом практически все шланги большого сечения окажутся надёжно зафиксированы.
8
Остальные изменения конструкции – более масштабные. Автомобиль собираются избавить от вибраций, вызываемых промежуточным валом трансмиссии, для чего модернизируют стенд балансировки этих валов, увеличивая частоту вращения, на которой происходит балансировка.
9
Меняется ступичный узел: конические подшипники, унаследованные «Нивой» ещё от автомобиля ВАЗ-2101, заменятся, наконец, на радиально-упорные, как на переднеприводных моделях. Исчезнет проблема, когда после 5 000 километров пробега появляется осевой зазор, люфт и биение – можно будет затянуть соединение большим моментом ещё на конвейере и забыть о нём навсегда. К тому же, решается и вопрос ремонтопригодности – сейчас, чтобы снять тормозной диск, на Lada 4×4 нужно разобрать весь ступичный узел, а в будущем достаточно будет просто отвернуть болты и снять диск. Обновление ступичного узла повлечёт за собой изменение конфигурации «кулака», то есть корпуса привода колеса.
10
Иной станет и эластичная муфта карданного вала (так называемая джуба) – нынешняя, также унаследованная с ВАЗ-2101, сменится на более жёсткую и долговечную ВАЗ-2123 (Chevrolet Niva). Редуктор переднего моста также переедет на Lada 4×4 со «Шнивы», тем самым инженеры «отвязывают» редуктор от двигателя. Но вот электронноуправляемая блокировка с помощью вращающейся шайбы и отказ от понижающей передачи (что ранее планировалось для версии Urban) на данном этапе внедрены не будут: технически – реально, экономически – дороговато. Вместо этого планируется изменить привод «раздатки» – как и на Chevrolet Niva, переключение с повышенного ряда на пониженный и блокировка дифференциала будут осуществляться одним рычагом, а не двумя, как сейчас. Кроме того, часто возникающую проблему негерметичности привода сцепления решили переходом на гидропривод фирмы Valeo с соединениями «на быстрых разъёмах», меняя и трубки, и оба цилиндра.
11
Параллельно решаются вопросы по улучшению ездовых качеств автомобиля. Около двух лет назад кинематику подвески уже оптимизировали («свели» продольные штанги задней подвески, сделали нулевым плечо обката спереди и поменяли верхние шаровые пальцы вместе с рычагом подвески), но сейчас нашли новые пути смягчения нрава Lada 4×4 и приближения его к повадкам современной машины.

В НТЦ АвтоВАЗа говорят, что машина станет похожа по поведению на переднеприводный автомобиль. За счёт чего? Во-первых, за счёт улучшения характеристик передней и задней подвески – машина получит газонаполненные амортизаторы и новые пружины. Во-вторых, будет изменён вылет нижнего шарового пальца в передней подвеске, за счёт чего передние колёса получат отрицательное плечо обката.
12

Фейслифтинг

Да, Lada 4×4 получит обновлённую внешность. Но с домыслами по поводу того, что в ней будут присутствовать черты XRAY, придётся расстаться – раннее звучавшая информация о том, что все модели, выпускающиеся после 2018 года, будут иметь единый фирменный стиль, не подтвердилась. Внедорожник станет внешне чуть современнее – и только.

В частности, как уже упоминалось выше, Lada 4×4 получит новую решётку радиатора. Она будет точь-в-точь как на версии Urban, но технология изготовления изменится – была формованная, а станет литая. Разумеется, и Urban, сейчас переживающий постепенный «переезд» с производственных мощностей дочерней компании «ВИС-Авто» на основное производство АвтоВАЗа (во имя унификации, оптимизации логистики производства, повышения объёмов выпуска и окончательного приведения к новым стандартам качества), тоже получит формованную решётку. На решётке появится обновлённая вазовская ладья, но, само собой, уже после того, как на рынок выйдут Vesta и Xray – первые носители новой эмблемы.
13
А вот бампер у «настоящей» Lada 4×4 останется прежним, металлическим – вазовцы говорят, что целевая аудитория отличается от той, что складывается у Urban, и ортодоксальные нивоводы запретили заводчанам трогать одну из важных культовых черт, но не по причине «культа» – металлический бампер на серьёзном бездорожье попросту практичнее. Зато появятся новые литые диски колёс, и они будут отличаться от тех, что сейчас ставятся на Lada 4×4 Urban. Причем и на Урбане, и на спецверсиях «основной» модели диски нового образца можно будет увидеть уже в конце июля 2015 года. Вероятно, речь идёт о дисках, мелькнувших в недавней новости по поводу Lada 4×4 Elbrus Edition.
14

Сроки внедрения, цена вопроса и жизненный цикл

Ближайшие меры, связанные с новым законодательством, плюс новая решётка радиатора – декабрь 2015 года. Меры, связанные с качеством продукта – новые ступицы, модернизированная подвеска, электростеклоподъёмники на 100% выпускаемых внедорожников – март 2016 года. Новая панель приборов со встроенным мультимедийным комплексом (на части версий) и качественно уложенными и закреплёнными по новым стандартам проводами – май 2016 года (дата называется как «целевая», так как «реальная жизнь вносит корректировки»). Тогда же, в мае 2016-го, должен появиться и привод раздаточной коробки с одним рычагом.
15
Насколько обновлённая Lada 4×4 станет дороже? Она, безусловно, останется в прежней ценовой нише и будет столь же конкурентоспособной. Речь не идёт о серьёзном подорожании – по предварительным оценкам, цена вырастет от нынешнего уровня на 10-20 тысяч рублей.

Перед инженерным штатом стоит сложнейшая задача: привести конструкцию сорокалетней давности в соответствие с сегодняшними реалиями, выжимая максимум из каждой детали. Каждое небольшое нововведение вызывает огромный ворох проблем в смежных областях и норовит перерасти в новый проект. По глубине и объёмам работ программа обновления Lada 4×4 – одна из самых интенсивных из существующих сейчас на АвтоВАЗе. Но вазовцы уверены, что машина того стоит. И они рассчитывают, что через год у них получится качественно новый автомобиль.

Сколько её ещё будут выпускать? На этот вопрос на заводе отвечают так: «до 2021 года – точно». Это тот срок, на который идёт планирование продукта. Но есть некоторые планы и до 2025 года – если будет спрос, почему бы и нет? Сейчас со спросом всё хорошо – модель, несмотря на возраст, в десятке бестселлеров российского авторынка. Ниву позиционируют как легендарный, выпадающий из времени и модных тенденций, подобно отдельным моделям у некоторых иностранных брендов. Такое сложно повторить, и с этим сложно не согласиться. Ну а как нынешняя, хоть и модернизированная, Lada 4х4 будет «сожительствовать» в модельном ряду с новым поколением внедорожника (которое наверняка получит другое название), и каким оно будет, это новое поколение – уже совсем другая история.
16

Добавить комментарий

Войти с помощью: